Rambler's Top100

Русский город | Всякая всячина

Тунис. Римские мозаики
Археологический музей в г. Сус


Путешествие в Тунис (2003 г.)
Вступление
        Отель "Рияд Пальмз" ("Riadh Palms")
Римские мозаики
        Археологический музей в Сусе
        Музей Бардо
Античные города
        Карфаген
        Дугга
        Тубурбо Маджус (Тубурбо Майус)
        Сбейтла
        Эль-Джем
Прочие достопримечательности
        Тунис, Сиди-Бу-Саид
        Сус
        Кайруан
        Зоопарки
        Экскурсия в Сахару
Заключение
        Дороги Туниса




30-метровая Башня Халифа в Касбе. Построена в 859 году. В XI-XIV вв крепость неоднократно перестраивалась.

        Небольшое вступление

        Почему-то Тунис очень редко попадет в поле зрения наших любителей античности. Они стремятся в Грецию или в Италию, ну может быть в Турцию. Между тем античное наследие Туниса огромно и очень интересно. Конечно в первую очередь Тунис ассоциируется с Карфагеном, который должен был быть разрушен и поэтому все туристические фирмы в Тунисе имеют обязательную экскурсию в Карфаген. Наверное надо быть очень большим оригиналом чтобы побывать в Тунисе, вообще куда-то ездить по стране и не доехать до Карфагена. И очень мало кто знает о других античных городах, сохранившихся в стране и об античном искусстве. Мы тоже не знали и только когда поняли, что поедем не в Грецию, а в Африку разыскали (по интернету и по путеводителям) много интересного. По-видимому не так много народа пользуются этими источниками информации, потому что во многих местах мы ходили чуть ли не в гордом одиночестве.
        Если говорить об античном Тунисе (точнее о римской провинции Африка), то невозможно пропустить римские мозаики. Это изюминка Африки. Я, увы, не являюсь знатоком античного искусства, но если доверять путеводителям, то искусство мозаики имело в Африке глубокие корни, еще пунийцы первыми занялись мозаикой. и развивалось самобытно, без особого влияния центральной части империи. Со второго и где-то по шестой век нашей эры было создано огромное количество мозаик, которые в основном украшали полы общественных и частных зданий, и многие из которых дошли до нас в великолепной сохранности. В основном все мозаики сейчас экспонируются в столице страны в городе Тунисе в музее Бардо. На самих археологических сайтах оставлены только некоторые, не самые ценные, как образец. Но и другие музеи тоже могут похвастаться некоторыми шедеврами. В частности археологический музей Суса имеет очень неплохую коллекцию.
        Поскольку мы жили в Сусе, то именно с музея Суса и началось наше знакомство с этим искусством. Располагается он в медине, в некоем специальном укреплении – в Касбе. Надо сказать, что медина в Сусе достаточно большая, поэтому если вы не хотите гулять по жаре, то лучше попросить таксиста сразу довести до археологического музея или до касбы. Музей небольшой, занимает всего несколько залов, достаточно живописный. Там можно забраться на стену и посмотреть на медину с высоты (хотя с башни рибата вид откроется получше). Мозаик немного – около сотни. В основном все они найдены здесь же, в Сусе (античном Гадрумете), но есть и из Эль-Джема и некоторых других мест.
        Естественно, я не претендую на полноту отражения экспозиции даже этого небольшого музея. Кроме того прошу учесть, что это все-таки любительские снимки и многие из них мне хочется сейчас переснять (но, увы, Тунис далеко) – где-то вспышка помешала, где-то наоборот. Кроме того я не стал исправлять перспективу (некоторые мозаики довольно большие, а из-за того что и на полу тоже размещены мозаики не всегда можно отойти на желательное расстояние). Интересно, что далеко не все экспонаты имеют подписи. Разбирался в снимках я уже позже, используя купленный в Сусе путеводитель Alain Rebourg. Sousse museum. И сайт Mosaics in Tunisia Я буду рад если кто-то сможет что-то добавить к описаниям мозаик.

        Сус в античные времена

        Сус, античный Гадрумет - очень старый город, который за несколько тысяч лет своей истории успел пережить времена расцвета и упадка. Согласно легенде он был основан в 9 веке до наешй эры финикийскими мореплавателями (даже раньше Карфагена, чья легендарная дата основания приходится на 814 год до н. э.) В 6 веке до нашей эры Гадрумет попадает под влияние Карфагена. В 310 году до нашей эры город осаждают Сиракузцы. ведомые Агафоклом. 108 лет спустя здесь разбивает свой лагерь после возвращения из Италии Ганнибал. Отсюда Ганнибал направляется на битву при Заме, где он был разбит Сципионом Африканским.
        Во время третьей пунической войны город становится союзником римлян, за что получает хартию вольного города. Однако во время гражданских войн Гадрумет становится на сторону Помпея и Юлий Цезарь после своей победы отбирает у него все ранее данные привилегии.
        Расцвет города приходится на времена римских императоров Антонинов (96-112 года н.э.) Во время правления Траяна город получает статус колонии, что дает римское гражданство некоторым его жителям. А после административной реформы Диоклетиана становится столицей византийскйо провинции Африка.
        Вандалы (439-534 гг н. э.) переименовывают город в Гунерикополис, в честь вандальского вождя Гунерика. В 538 город разрушен берберскими племенами. Вернувшиеся византийцы пеерименовывают его в Юстинианополис.
        После захвата Африки арабами город, уже под современным именем, начинает снова возрождаться примерно с конца 7-го века нашей эры, переживая пору очередного расцвета во второй половине 9-го века.

        Экспозиция

        Приглашаю вас посмотреть некоторые мозаики. Мои виртуальные залы не совпадают с залами реального музея в Сусе. Но фотографии из одного "зала" для удобства размещены на отдельной странице.

        Зал №1

1)
Один из залов реального музея. На полу - мозаика с изображением головы Горгоны.

2)
А вот и сама мозаика. Учтите, что тут съемка велась под углом, сам медальон круглый. В центральном медальоне мозаики (150-200 гг нашей эры) изображена голова медузы Горгоны. Это легендарное зееволосое существо согласно мифам превращала в камень всех, на кого онасмотрела. Это изображение часто также встречается на медальонах, которые носили на груди греческие и римские солдаты. Горгона должна была защищать тех кто их носит от дурного глаза.
Если долго вглядываться в рисунок возникает впечатление, что Горгона как бы затягивает тебя к себе!

3)
Во внутреннем дворике музея.


4)

5)


В галерее вокруг дворика в основном размещены раннехристианские мозаики. Здесь представлены две раннехристианские мозаики. Использование мозаик на могильных плитах было очень популярно в Христианской Африке. В христианских эпитафиях очень часто встречаются слова "in pace" ("в мире" в смысле "покоится в мире") и "христограмма"

        Зал №2

6)
Мозаика 3 века нашей эры с месяцами и временами года - в квадратиках, помимо названий месяцев показаны религиозные или светские сцены, характеризующие каждый месяц.


7)
Август

8)
Сентябрь

9)
Октябрь

10)
Ноябрь

        Зал №3

11)
Большая мозаика (9.5 на 7.5 метров) найденная в конце 19 века в триклиниуме (столовой) дома в Арсенале в Сусе представляет мифологическую сцену: Ганимед, уносимый превратившимся в орла Зевсом-Юпитером. Юпитер воспылал страстью к юноше, что взял его на Олимп, где Ганимед должен был прислуживать богам. Красная шапочка на голове у Ганимеда указывает на его происхождение из Фригии (в Малой Азии), а пурпурная накидка - на знатное происхождение юноши. В восьми медальонах вокруг центральной сцены - различные животные.

12)
Нептун, владыка морей, с трезубцем в правой руке, на повозке в которую запряжены морские лошади. Мозаика датируется временами императоров Северов (начало 3 века н.э.), найдена в Сусе в 1904 году. Одна из самых симпатичных мозаик в музее.

13)
Здесь изображена сцена из классической афинской мифологии с Афиной и Посейдоном, которые предоставляют суду богов аргументы в споре о владычестве над Африкой.

14)
Мозаика найденная в амфитеатре в Смирате, изображающая различные моменты игр в этом афитеатре и сопровожденная надписью об организации игр в данном афитеатре.

        Зал №4

15)
Еще одна мозаика начала 3 века нашей эры посвящена скачкам, точнее подготовке к скачкам. Грумы в разноцветных одеждах команд держат поводья лошадей. У каждой лошади написано ее имя. Возможно, что четыре цвета символизируют времена года (зеленый - весну, красный - лето, синий - осень, белый - зиму)

16)
На этой мозаике начала 3 века н.э. изображена сцена из комедии. Три актера находятся на сцене. Справа раб, который возможно только что понес наказание. Его хозяин в центре смотрит сердито на нем маска fair-haried wig. Фигура слева в красной маске - возможно посыльный.

17)
Небольшая мозаика. Такие с охранительными целями укладывали у порога - против дурного глаза и других напастей. На мозаике изображен мужской половой орган в окружении двух женских. Надпись O CHARI трудно интерпретировать (во всяком случае так написано в путеводителе по музею)

18)
Мозаика трагического поэта (3 в. н.э.) найденная в Гадрумете в 1962 г. Очень интересная сцена, связанная с театром. На платформе, в ногах которой находится коробка, наполненная свитками, располагается фигура, возможно что-то вроде распорядителя сцены. Рядом, у колонны, молодой актер с маской, которую он готовится надеть на себя.


См. Продолжение
Музей Бардо

С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru