Rambler's Top100

Русский город | Всякая всячина

М. Пирогова, В. Краюшкин

Греция
Заметки путешествующих любителей древностей
Наксос

Часть I. Кикладская цивилизация - бабушка Античности



Заметки путешествующих любителей древностей. Греция
Арголида Микенская
        Асини - Толо
        Микены. Тиринф. Пирамиды Кефалари
Острова Кикладского архипелага
        Наксос. Часть I. Кикладская цивилизация - бабушка Античности
        Наксос. Часть II. Хоровод вокруг Хоры


        Греческие острова

        Эту часть наших путевых заметок посвятим островам Греции. Вообще, если говорить об отдыхе в этих краях земного шара (подразумевая, конечно же, летний), то греческие острова - наилучшее для этих целей место. Есть, правда, у греческих островов один недостаток: добираться до них долго из наших палестин. Как говаривал наш турагент, который организовывает нам замечательный и разнообразный отдых в Греции вот уже 8 лет (турфирма российская, а вот глава ее, естественно, понтийский грек, фамилию которого сходу, без обращения к записным книжкам, я произнести не смогу, хотя зовут его Павел Ксенохидис), - "Наш турист ленив… Ему нужно прямо из самолета прыгнуть в море и не вылезать из него даже для поглощения чего-нибудь из разряда "все включено", а в Греции это практически невозможно…." Свидетельствуем - невозможно. Но если Вы позволили себе роскошь и потратили на дорогу из России до какого-нибудь греческого острова часов этак 20 (!), то вознаграждение будет пусть и не денежным, зато царским! Короче - хотите насладиться прекрасным и разнообразным пляжным отдыхом и кучей ни с чем не сравнимых потрясающих ландшафтно-исторических впечатлений - отправляйтесь на греческие острова. Популярные справочные издания утверждают, что их - 7000. Это не так уж далеко от истины, но все равно - популизм и штамп. На самом деле их 7321. Правда, размер отдельных островов иногда не превосходит нескольких квадратных метров, но солнце и окружающее их море от этого хуже не становятся. Жизнь не стоит на месте, и сегодня даже российские граждане могут прикупить себе часть греческой земли, и в виде острова - тоже….
        Итак: греческие острова. Даже если вы впервые попали в Грецию, а это значит с большой долей вероятности, что вы обосновались на Аттике, вам будут настойчиво предлагать совершить "круиз по островам". Звучит очень романтично, но острова Саронического залива, которые в этот круиз (однодневный - к слову) входят (Порос, Идра, Эгина - чаще всего, реже - Спетсос), это еще не настоящие греческие острова, о которых мы сегодня будем говорить. Конечно, они живописны, интересны, насыщены памятниками архитектуры и античной истории, пляжами и прочими прелестями разрекламированного греческого отдыха, но все-таки, для настоящих героев и туристов, они слишком …. Близки, т.е., что называется "в обход" до них не добраться….. Поэтому мы на них останавливаться не будем (хотя, и о них нам есть что рассказать интересного, да и сами эти острова - сказка!), а отправимся на настоящие острова, которые не так близки и не так доступны.
        Поскольку эти наши заметки задумывались и как (возможно!) материал полезно-справочный для отправляющихся отдыхать в Грецию, скажем несколько слов о способах доставки самих себя на греческие острова и о том, какие собственно в Греции острова бывают. Про Саронические острова мы уже упоминали, но кроме этого архипелага у туристов со всего мира совершенно справедливо пользуются популярностью пляжи, отели, архитектурные и исторические памятники Кикладских, Ионических островов, островов архипелага Додеканес, островов северо - востока Эгейского моря, Эвбеи, Спорады, Крита и Родоса. Страшно сказать - мы почти везде были. Чтобы добраться до любого из перечисленных островов из страны родной в подавляющем большинстве случаев придется лететь в Афины. Теперь, после открытия два года тому назад нового, суперсовременного аэропорта Элевтериос Венизелос в Спате (30 км от Афин), прилет в столицу Греции перестал быть испытанием для изнеженного российского туриста - сервис здесь вполне на немецком уровне, что вполне объяснимо, если учесть, что авторы проекта аэропорта - немцы и есть (Небольшое отступление: мы оба - специалисты в области вычислительной техники и для нас самым обалденным фактом в истории нового Афинского международного аэропорта был о то, что всё - В-С-Ё - компьютерное оборудование из сети старого аэропорта было перенесено в структуру нового аэропорта за 12 -д-в-е-н-а-д-ц-а-т-ь- часов. То есть перерыв в работе диспетчерских служб, служб сопровождения и бронирования, таможенных и пр. информационных сервисов аэропорта Афин был всего 12 часов! Фантастика! То есть, утром самолёты приземлялись-взлетали из Глифады, а ночью - с таким же обеспечением - уже из Спаты. И это - в Греции, не в Штатах, не в Японии, не в Германии даже. Конец отступления). Правда, и расстояние собственно до столицы увеличилось, но, учитывая вполне прилично организованные в Афинах средства общественного транспорта (Ещё одно отступление: с 2002 года в Афинах весь - В-Е-С-Ь - общественный транспорт : и автобусы, и троллейбусы, и Аттика-Метро, и трамваи, которые должны пустить к Олимпиаде, так вот, повторяем - весь общественный транспорт оснащён кондиционерами. И ни разу мы не заметили, чтобы эти кондиционеры не работали. Это мы к тому, что вот в январе, например, у нас в Москве сочленённые Икарусы похожи больше на двухкамерные морозильники, чем на средства общественного транспорта. Конец ещё одного отступления.) и прекрасно организованные греческими турагентами "трансферы" - это не проблема. Однако, для желающих посетить греческие острова - прилет в Афины это только полдела. Предстоит ещё до этих островов добраться….
        Для тех, кто хочет в полной мере ощутить (и на себе самом - любимом испробовать) всю самобытность греческой повседневности, мы советуем отправиться на выбранный для отдыха остров на самом популярном междугородном средстве передвижения в Греции - на пароме. Помните растиражированную до последнего предела строфу из известной когда-то советской песни - мол, "провожают проходы совсем не так как поезда"? Сила избитых истин, как известно, в их несомненной истинности. Так вот, истинность фразы этой самой ощущаешь сразу же, оказавшись в Пирее, а именно из этого порта отправляется большинство паромов, которые могут доставить вас на вожделенные острова.
        (Ещё одно небольшое отступление. Ещё со времён просмотра популярного у нас французского фильма "Украли бедро Юпитера" известно, что железнодорожное сообщение в Греции имеет место быть. Но видимо с тех далёких семидесятых годов много воды утекло и русла пересохли: свидетельствуем - нет в Греции железнодорожного сообщения. То есть, рельсы мы видели многажды и даже один раз в Беотии наблюдали проезд одного локомотива и двух грузовых вагонов, но вот системы железнодорожных пассажирских перевозок, самой "индустрии" - уже нет. Несколько штрихов: в Афинах вы не найдёте ни автобусного, ни троллейбусного маршрута, где в качестве остановки значился бы Железнодорожный Вокзал, ни в одном крупном городе мы не встречали железнодорожных касс.)
        Вообще, "паромоходство" в Греции мы бы сравнили с автобусным сообщением в срединной России. Эти трех-четырех палубные рабочие лошадки бороздят воды многочисленных внутренних греческих морей с потрясающей интенсивностью, оставаясь единственным средством доставки людей и грузов между сотнями и тысячами греческих населенных пунктов, разбросанных на сотнях обитаемых островов. Если внимательно присмотреться к пассажирам, то окажется, что туристы - это лишь небольшая и не самая главная часть пестрой и гомонящей толпы, загружающейся на паром. Возьмём на себя смелость утверждать, что большая часть пассажиров - это многочисленные греческие семейства бог знает с какой целью сдвинувшиеся с места: кто-то со всем выводком (ребятёнка три, не меньше) решил посетить дедушку с бабушкой на каком-нибудь забытом богом и туристами острове, здесь же семейства этнических греков, обретших новую родину в Америке, Германии или еще в какой-либо более "цивилизованной", чем Греция стране, решивших посетить историческую родину вместе с родителями своей второй половины и экономящие деньги на авиаперелёте; рядом важно выступает пузатый служитель культа, вызывая ужас у полураздетых туристов своим черным облачением и непривычным для представителя православной культуры из России замысловатым головным убором, рядом с ним полный собственного достоинства греческий манагер, ну, и конечно, в первую очередь (если уже говорить о туристах) обращают на себя внимание веселые гомонящие компании студентов и школьников со всего света, путешествующих самым демократическим способом. Если вы купили себе билет эконом-класса (т.е. - без места, другими словами - без каюты), то самое главное - попасть на паром в числе первых. Чтобы занять самое удобное место. Удобное означает - такое, которого бы хватило для вытянутых во всю длину ног тогда, когда вам захочется поспать. Не на всех паромах есть залы с сидячими местами. Есть такие гиганты, на которых помимо кают - только многочисленные бары и рестораны. В ресторанах, конечно же, поспать вам не дадут, а вот в баре на диванчике вполне можно устроиться. Одно условие - ни в коем случае не класть ноги в видавших виды пыльных кроссовках на придвинутое кресло - в этом случае терпение сверхпредупредительных стюардов лопнет (ну, может лопнуть, если он, стюард то есть, ещё не приступил к священнодействию кофепоглощения) и кто-нибудь из них обязательно сделает вам внушение - на ушко, чтобы соседи не услышали… Но если честно, то самые удобные места в этом смысле - на полу в коридорах. Правда, в этом случае лучше всего вооружиться спальными мешками, о чем никогда не забывает путешествующая разноязыкая молодежь. Итак, первое дело - "застолбить" место, и если оно наконец-то найдено, опробовано и занято - можно спокойно оставить на нём в знак своего незримого присутствия кепку, куртку, сумку или ещё что-нибудь (а куда оно денется - с парома-то!) отправляться на корму второй или третьей палубы, чтобы с интересом понаблюдать за процессом заполнения грузового отсека (палубы парома). Вот что пропускать мы бы не советовали никому! Это заслуживает отдельного рассказа! Греческие водители достигли в этом умении - заехать и умоститься с любым по габаритам видом колесного транспорта в строго ограниченное пространство грузовой палубы парома - небывалого мастерства. В этот морской "автобус" загружаются и фуры со всевозможным "скарбом" - от бесчисленных упаковок воды и пива до домашней птицы и скота, и дачи на колесах, и суперсовременные легковушки, и бесчисленное количество мотоциклов, и многометровые трайлеры. После того, как процесс завершен, пройти между этими "пассажирами" грузовой палубы просто невозможно, поскольку расстояние между отдельными автомобилями порой не превышает и 10 см. То есть человек не протискивается. Не могу не сказать об организаторах всего этого процесса - несмотря на кажущийся бедлам при посадке все происходит на удивление быстро, четко и слаженно. Паром может быть стареньким (как вот этот - первый наш паром - Фото 1 [ Альбом 1 ]), семилетней давности путешествия; если я не ошибаюсь, именно этот самый Аполлон затонул пару лет тому назад у острова Парос), новым и более солидным (Фото 2, 2А [ Альбом 1 ]) или совсем новеньким катамараном, предназначенным только для пассажиров (Фото 3 [ Альбом 1 ]) - неизменно одно: это жутко элегантный капитан, который "весь в белом", и его помощники, одетые также в ослепительно белую отутюженную форму, но при этом ещё и снабжённые свистками, с помощью которых и руководят процессом посадки-загрузки. Самое мощное впечатление в этой каше посадки - заезд на грузовую палубу "задом" очередного автопоезда-полуприцепа с первого раза. Если водитель - грек, то маневрировать при подаче "задом" в процессе заезда на уставленную легковушками грузовую палубу или реверсировать передачу с заднего хода на первую-вперёд", а затем, после подруливания - снова на "задний ход" - это считается "западло" (словцо нехорошее, но верно отражает суть: правилами не запрещено, но делать так - значит, показать себя нерасторопным неумехой если не хуже. Короче, если вы увидели маневрирующего водилу-дальнобойщика на пароме - значит, это - либо афинянин, либо гастарбайтер из Молдавии, или вообще албанец.). Но вот (между прочим - практически точно по расписанию) трап поднят (или, вернее, стивизор поставлена на стопоры), швартовы отданы - путешествие началось. Путешествие? Нет. Начинается настоящее испытание - как бы романтичны не были наши представления о морских путешествиях, на деле - это долгие часы пребывания на ограниченном пространстве, когда через полчаса уже не знаешь, куда себя деть, когда вокруг, куда ни кинь взгляд, изнуряющее своей одинаковостью море и небо, когда только и мечтаешь об одном - поскорей бы приплыть…. Да и чего ещё ждать от сухопутных славян? И все же в памяти потом всё нивелируется и уже через год-два совсем забывается маета многочасового плавания, и помнишь только и исключительно романтику отплытия и чудо прихода на место назначения, поверьте нам на слово. А, может быть - и проверьте.
        Мы испробовали все - и эконом-класс всех видов греческих паромов, и удобство ночных "переплывов" в кондиционированной каюте (без иллюминатора в море - чуть дороже, чем эконом-класс), и быстроходные суперсовременные катамараны, которые, правда, в качку в море не выходят. Теперь, вот уже два года, между островами летаем. Это быстрее и удобнее, но…. скучнее, поверьте.
        Ну вот, отступление получилось длинноватым. Вернемся к островам.

        Кикладская цивилизация

        Из всех островов, которые нам посчастливилось посетить, самые привлекательные, на наш взгляд, это Киклады (Фото 4 [ Альбом 1 ]). Кикладские острова - это архипелаг в южной части Эгейского моря, группирующийся вокруг о. Делос. По гречески "Kyklades" - лежащие крУгом. Название отражает расположение островов относительно храма Аполлона на священном острове Делос. (О нем мы обязательно расскажем ниже). Сравните, к примеру, с другим названием, Спорады - Sporades, буквально - рассеянные за пределами Кикладских островов. В древности Киклады, эти ныне голые скалистые острова, были покрыты лесами. По данным археологических раскопок сегодня принято считать, что наиболее крупные из островов (Наксос, Парос, Андрос, Тенос) в древности были заселены ионийцами, Мелос, Феру (Санторин) и Антипарос заселяли дорийцы. Острова с самых древних времен были известны всему средиземноморью в первую очередь за счет месторождений мрамора (Наксос, Парос), обсидиана (Мелос), красного глинистого железняка (Кеос), наждака (Наксос), широко использовавшегося в обработке драгоценных и не очень камней. Но, пожалуй, самым любопытным из древней истории Киклад следует назвать многочисленные свидетельства мощной и загадочной культуры, обнаруженные в результате археологических раскопок последнего столетия на этих островах. Расцвет этой культуры пришелся на промежуток между 3500 и 2000 годами до н.э. Эта культура так и называется сегодня - кикладская. Как было организовано это общество (переживавшее свой расцвет, к слову сказать, одновременно с царствованием египетских фараонов - строителей трех великих пирамид Гизы), что из себя представляли поселения этих людей - сказать сегодня очень трудно. Кикладская цивилизация не знала письменности, не оставила нам каких-либо сооружений, но как искусны были мастера, создававшие выдающиеся произведения кикладского искусства, мы можем убедиться на богатейшем материале раскопанных кикладских захоронений. На сегодняшний день на островах Кикладского архипелага их раскопано около 20 тысяч. Впервые на необычные находки путешественников по островам Эгейского моря (прежде всего - загадочных и странных мраморных идолов) обратили внимание в Европе в начале XIX века. Однако, систематические раскопки начались здесь только в 1880 году. Проводил их англичанин Джеймс Теодор Бент и его находки позволили сделать вывод о существовании на островах "обширной доисторической державы" [3] И сегодня Британский музей в Лондоне является хранителем и владельцем богатейшей коллекции кикладского искусства. За англичанами последовали и другие исследователи, и прежде всего - Христос Цунтас, один из основоположников греческой археологии. Археологи были поражены достижениями этой загадочной цивилизации, о которой свидетельствовали выкопанные из земли мраморные вазы и статуи, декоративные керамические чаши и серебряные украшения, а также искусно выполненные бронзовые орудия труда и оружие. Особенно обращали на себя внимание стилизованные фигурки с запрокинутыми головами. В основном они изображали женщин, а размер их колебался от 5 см в высоту до полного человеческого роста. В литературе они получили название "кикладских идолов" и вот на них то я и хочу остановиться поподробнее. Возможно читатель со мной не согласится, но эти фигурки производят неизгладимое впечатление и не смотря на свой весьма внушительный возраст, выглядят, на мой взгляд, удивительно современно. Следует сказать, что точное назначение этих странных фигурок до сих пор не установлено. Поскольку на некоторых статуэтках сохранились следы повреждений и даже починки, некоторые исследователи делают вывод о том, что при жизни владельцев они служили им в качестве оберегов или вотивных предметов. Другие обращают внимание на экстатическую позу большинства идолов, а именно на запрокинутую голову и вытянутые носки, как будто бы фигура стоит на цыпочках. Из этого делают вывод, что фигуры эти являлись частью погребального ритуала и захоранивались “в лежачем положении” вместе с покойником. Т.к. большинство статуй изображают женщин, многие ученые считают, что это некое женское божество, почитавшееся островитянами. На многих фигурках сохранились следы краски, из чего делается вывод о том, что они были раскрашены. [3, 7]
        Итак, прежде всего - принятая на сегодня хронология кикладской культуры. В литературе вы встретите термин "раннекикладская культура", хотя более точным является перевод, который звучит как - протокикладская культура или просто - Протокиклады. Раскопанный на островах археологический материал, относящийся к кикладской цивилизации, а это, в первую очередь, богатые некрополи, позволили разделить весь временной интервал, в течение которого эта культура существовала, на три периода - Протокиклады I (3200-2800/2700 гг. до н.э); Протокиклады II (2800/2700 - 2400/2300 гг. до н.э.); Протокиклады III (240/2300 - 2100/2000 гг. до н.э.). Период наивысшего расцвета кикладской цивилизации, давший нам наиболее выдающиеся произведения этой культуры, это - Протокиклады II. Люди, создавшие эту культуру, жили в небольших поселениях. Большинство этих поселений располагалось на вершинах холмов на небольшом отдалении от берега моря. Поселения эти были хорошо укреплены и довольно плотно заселены, о чем свидетельствуют раскопанные некрополи. Уровень керамического производства был в этих поселениях весьма высок, а с развитием этой культуры развивалась и металлообработка, что, в свою очередь явилось основой развития кораблестроения, судоходства и товарообмена с соседними островами и материковым населением. До нас дошли изображения кикладских морских "судов" - с одной стороны, а с другой - находки кикладской скульптуры, как самой характерной детали, по всему побережью средиземноморья. Предметом торговли являлись прежде всего обсидиан, наждак и мрамор, т.е. минералы, которыми так богаты острова кикладского архипелага. Помимо развития металлообработки, на кикладских островах очень активно в качестве материала для изготовления ритуальной посуды и скульптуры использовался мрамор, который встречается повсеместно почти на всех островах. Вот о выдающихся образцах кикладской камнеобработки мы и поговорим.
        Сегодня мы считаем себя наследниками классической античной культуры, а ведь не стоит забывать, что она - классическая греческая цивилизация - прямая наследница кикладской. Но когда видишь эти скульптурные изображения пятитысячелетней давности (Фото 5-11 [ Альбом 2 ] и Фото 12-18 [ Альбом 3 ]), то кажется, что наши ультрапередовые модернисты-абстракционисты так и не смогли приблизиться к возможному идеалу, навсегда оставшись жалкими школярами, не освоившими азов кикладской пластики и застрявших где-то на уровне старших подмастерьев. Ну, может, для Мура и Неизвестного придётся сделать уступку - им, может, было бы по силам тягаться и за титул младшего мастера в Протокикладах-II.
        А что уж говорить о мастерстве и о технологическом совершенстве, с которым выполнены фигурки кикладских идолов. Не все наши современники могут даже представить себе такой уровень в конце четвертого - середине третьего тысячелетия. В любом случае, можно согласиться с теми, кто называет эти загадочные фигуры одним из редких, или даже - уникальным феноменом доисторического искусства. Короче, увидев впервые оригиналы этих замечательных произведений древнего кикладского искусства, Марина, которая самая одна из нас двоих, влюбилась в них раз и навсегда. Не забывая о том, что наша глава путевых заметок посвящена острову Наксос, скажем, что именно этот остров на наш дилетантский взгляд является основным "вкладчиком" в самобытную кикладскую культуру. По крайне мере, из того, что дошло до нас, именно Наксос дал самые оригинальные и необычные образцы кикладской скульптуры. Судите сами - из тех скульптур, что приведены были выше, самые, по нашему мнению, интересные - это фигуры сидящих дам из музея Наксоса. Сидят такие милые тетечки, ручки на животиках сложив, думают о чем-то о своем. Кикладезь кикладного искусства! Но самое обидное, что наиболее выдающуюся сидящую даму из Наксосского музея нам так и не удалось найти в иллюстрациях. А мы искали ее не один год, поверьте. Выручила сувенирная продукция Греции. Вообще, эта часть туристического бизнеса страны заслуживает отдельного рассказа и, возможно, этот рассказ когда-нибудь появится на свет (ах, эта незабываемая греческая фраза на чистейшем туристическом пиджинге: "иксакт копи фром насионал мусеум" в любой точке Греции, где есть хоть одна сувенирная лавчонка…). Но мы пока что вернемся к полюбившейся нам сидящей тетке из Археологического музея Наксоса. Мы ее заметили сразу же, во время нашего первого посещения музея. Надобно Вам сказать, что сувенирные лавки столицы Наксоса под одноименным названием (чтобы не путаться, мы будем использовать другое название города – Хора, тем более, что греки так и говорят) буквально забиты сотнями тысяч мраморных, керамических, пластиковых и известняковых копий мраморных идолов Киклад – кикладбище для кикладоискателей, кикладовка. Иногда даже всякие мистические мысли в голову начинают лезть, когда прогуливаешься по крутым и узеньким улочкам Хоры, заглядывая в каждый из многочисленных магазинчиков, (Фото 23 [ Альбом 4 ]) - кажется, что когда-нибудь эти бесчисленные идолы на витринах и прилавках оживут и еще неизвестно, чем это кончится для человечества. Степень мастерства, с которым эти прилавочные копии изготовлены, варьируется в широком диапазоне: от самых примитивных и далеких от оригинала попыток его воспроизведения в дальних китайских деревеньках до точных мраморных копий из греческих мастерских, причём последние заметны сразу же - не только по своему внешнему виду, но и в первую очередь по цене. Так вот, нашу сидящую красавицу из местного музея мы начали искать в магазинах острова с первого же дня. Тем более, что, как мы уже сказали, именно эту кикладскую сиделицу в иллюстрациях нам так и не удалось найти. Поиски сувенирной копии также были безуспешными - встречалось все, что угодно - и всемирно известный арфист, и не менее ценный, но менее известный флейтист, вам уже знакомые, попадались бесчисленные вариации на тему Мыслителя Родена и того, как он мог быть воспроизведен за пару пар тысяч лет до своего сегодняшнего воплощения, а нашей дамы - не было, и всё тут. Что было очень странно. Обычно греческие мастера очень чутко отзываются не только на запросы массового и не очень искушенного покупателя дешевых сувениров, но не проходят мимо не очень известных, но, тем не менее, высокохудожественных экземпляров древних оригиналов. Такого рода копии выполняли в качестве обязательного экзамена на звание копииста-магазинщика: не так чтобы для массовой продажи, а вовсе даже самоутверждения для. А здесь - такой выдающийся экземпляр оказывался неохваченным копийщиками-сувенироделами Греции. Но все-таки удача улыбнулась нам, и в конце концов мы обнаружили нашего единомышленника, сумевшего не только оценить исключительность кикладской дамы на кикладском Гамбсе (между прочим, стул действительно выдающийся) из провинциального наксосского музея, но и очень точно воспроизвести ее в прессованной мраморной крошке. Как всегда, это чудо (а ощущение в момент этой находки было именно такое!) ожидало нас в последний день нашего путешествия, и не на Наксосе, а вовсе даже в Афинах - в плохо посещаемом подвале одного из сувенирных магазинов в конце главной торговой магистрали у подножия Акрополя - улицы Адрианоу. Магазин, кстати, может найти каждый, кто поедет в Афины. Это единственный на Адрианоу магазин, на лестнице в подвальный этаж которого установлен фотоэлемент, включённый в схему электронного колокольчика: каждый посетитель, спускающийся по лестнице из первого этажа магазина в подвальный, автоматически производит "перезвон". Так вот, когда мы под этакий "перезвон" скатились в подвал и начали по провинциальной наксосской привычке "шерстить" копии кикладских идолищ, хозяйка ужасно обрадовалась нашему неожиданному интересу к этому артикулу в ее магазине и рассказала, что автором копий является ее пожилой уже отец. Вот эта копия - (Фото 24 [ Альбом 4 ]), та, что на фигурном стуле лицом к зрителю. Практически - точная копия, хотя и без соответствующего сертификата. (Сидящий рядом с ней флейтист из Национального археологического музея раза в три меньше оригинала.) Одной из характерных деталей и одновременно - особенностей этих сидящих фигур являются стулья. Они весьма разнообразны, как вы смогли заметить. Здесь и простые табуретки, и - изысканные стулья с замысловатыми деталями, как, например, у арфиста или у нашей любимой героини. Библиография специальной литературы по кикладской скульптуре не так богата, как по другим разделам искусства разных периодов древнегреческой истории, но среди этих исследований есть одно, целиком посвященное именно стульям. Вот, кстати, еще один сидящий музыкант - Фото 25 [ Альбом 4 ]. Он побывал в Москве в своё время. Насмотревшись в течение нескольких лет на оригиналы кикладских статуэток в Греции, возьмем на себя смелость предположить, что этот заезжий американец все-таки - подделка... Может быть, теперь и наш читатель с нами согласится?
        Но не только мраморные идолы, в основном представляющие женские фигуры, кстати, характеризуют эту уникальную культуру. Потрясающие по своему изяществу и мастерству изготовления мраморные вазы, пиксиды, (Фото 19, 20 и 21 [ Альбом 4 ]). Именно эти каменные вазы и сосуды были предшественниками более известных широкой публике каменных, прежде всего - алебастровых, ваз, алабастронов, киликов более поздних времен и распространенных по всему средиземноморью эпохи бронзы. Не уступает каменным изделиям по мастерству и оригинальности и керамическая, если так можно выразиться, посуда кикладских обывателей - чего стоит этот замечательный ежик (или медвежонок?), который вовсе даже - ваза... (Фото 22 [ Альбом 4 ]) Я думаю, что многие современные художники, творящие в жанре прикладной керамики, могли бы позаимствовать этот сюжет.
        Пусть это пространное отступление, посвященное кикладской культуре, не покажется нашему читателю уходом от заявленной темы - греческие острова. Все это имеет самое непосредственное отношение к Кикладам вообще, и к тому острову, о котором мы будем говорить ниже, в частности. А пойдет речь (во второй части получившегося очень пространным повествования о греческих островах) о самом крупном острове архипелага, лежащем в самом его центре, о Наксосе.

        Содержание Альбома 1

        Фото 1. Пирей. "Express-Apollon" перед отплытием на Санторин. (Фото авторов)
        Фото 2. Порт о. Миконос. Современные паромы. (Фото авторов)
        Фото 2А. В порту острова Наксос (август 2000). Паром перед причаливанием. (Фото авторов)
        Фото 3. Порт Рафина. Быстроходный катамаран. (Фото авторов)
        Фото 4. Карта Кикладского архипелага. [4]

        Содержание Альбома 2

        Фото 5. Раннекикладский т.н. "скрипичный идол". Протокиклады I 3200-2800/2700 вв. до н.э. Мрамор. Музей Наксоса. [4]
        Фото 6. Раннекикладский "скрипичный идол" с о. Парос. Прототикалады I. Мрамор. Археологический национальный музей, Афины (№ 4765)/ [5]
        Фото 7. Редкий идол - почти в человеческий рост. Второй такой идол находится в Археологическом национальном музее Афин. Протокиклады II, период наивысшего расцвета кикладской цивилизации. Мрамор. Музей Кикладского искусства, Афины, фонд Николауса П. Гауландриса. (Фото авторов)
        Фото 8. Идол с о. Куфониси (рядом с о. Наксос). Протокиклады II. Мрамор. Музей о. Наксос. [4]
        Фото 9. Идол с о. Куфониси (рядом с о. Наксос). Протокиклады II. Мрамор. Музей о. Наксос. [4]
        Фото 10. Идол с о. Наксос. Протокиклады II. Мрамор. Музей о. Наксос. [4]
        Фото 11. Идол с о. Наксос. Протокиклады II. Мрамор. Музей о. Наксос. [4]

        Содержание Альбома 3

        Фото 12. Самый большой кикладский идол - имеет рост 1 м 47 см. Найден на о. Аморгос. Протокиклады II. Мрамор. Археологический национальный музей, Афины. [5]
        Фото 13. "Арфист". Место обнаружения - о. Керос. Протокиклады II. Мрамор. Археологический национальный музей, Афины. Пожалуй, самое известное кикладское изваяние. [5]
        Фото 14. "Арфист". Археологический национальный музей, Афины. [5]
        Фото 15. "Флейтист" с о. Керос. Протокиклады II. Мрамор. Археологический национальный музей, Афины. [5]
        Фото 16. Сидящий идол с о. Наксос. Протокиклады II. Мрамор. Музей о. Наксос. (Скан открытки)
        Фото 17. Сидящий идол с о. Наксос. Протокиклады II. Мрамор. Музей о. Наксос. (Скан открытки)
        Фото 18. Сидящий идол. Протокиклады II. Мрамор. № 286, т.н. "proposing a toast". Музей Кикладского искусства, Афины, фонд Николауса П. Гауландриса. (Скан открытки)

        Содержание Альбома 4

       Фото 19. Раннекикладский мраморный двойной сосуд. Начало 3-го тысячелетия до н.э. Музей о. Наксос [4]
       Фото 20. Раннекикладские мраморные сосуды. 3200-2800 гг. до н.э. Музей о. Наксос. [4]
       Фото 21. Двойная раннекикладская пиксида из полосатого мрамора - первая половина 3 тысячелетия до н.э. Музей о. Наксос (Фото с сайта http://www.culture.gr/2/21/211/21121m/00/lk21m13a.jpg)
       Фото 22. Керамическая ваза с о. Сирос. Медведь или ежик? Мнения археологов разделились… 2800-2300 гг. до н.э. Национальный археологический музей. Афины. (Скан открытки)
       Фото 23. Торговая улочка старой Хоры (Наксоса) (Фото авторов)
       Фото 24. Компания копий самых любимых наших кикладских идолов. (Фото авторов)
       Фото 25. Статуэтка арфиста. Протокиклады II. Каталог выставки "Античное искусство из музея Метрополитен. США". Москва, Музей Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. МК СССР, Москва, 1978 г. [6]
       Фото 26. Каменные вазы, найденные в различных древних портах и городах средиземноморья. Выставка в Музее Кикладского искусства, Афины "Sea Routes...From Sidon to Huelva. Inteconnection in the Miditerranean 16th - 6 th c. BC", 3.06 - 21.10 2003 г. (Фото авторов)

        Использованная литература и ссылки

       1. Н.А. Сидорова. Искусство Эгейского мира. Москва, "Искусство", 1972 г. - 227 стр.
       2. Г. Соколов Эгейское искусство. Москва, "Изобразительное искусство", 1972 г. - 168 стр.
       3. Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации". Удивительные Эгейские царства. Москва, "Терра" "Terra", 1997 г. - 166 стр.
       4. Photini Zaphiropoulou NAXOS. Denkmaeler und Museum, Krene Verlag, Athen, 1988 - 80 s.
       5. Das Archaeologische Nationalmuseum. Kulturministerium. Kasse fuer Archaeologische Mittel und Enteignungen, Athen, 2000, 80 s.
       6. Античное искусство из музея Метрополитен, США. Каталог выставки. Министерство Культуры СССР, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГЭ. Советский художник, Москва, 1978 г.
       7. Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III- начало I тыс. до н.э.). С.П-б., изд-во "Дмитрий Буланин", 2002 г. –862 стр.
       8. Музей кикладского искусства в Афинах
       9. Археологический музей Наксоса
       10. Национальный археологический музей г. Афины. Доисторический отдел.

С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru