Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВЫСОЦКИЙ

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ


OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
С.А.Высоцкий. Золотые ворота в Киеве. Киев, 1982.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в книге)



РУСЬ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ. стр. 3

НЕСТОР-ЛЕТОПИСЕЦ О ЗОЛОТЫХ ВОРОТАХ. стр. 8

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ЗАПИСАЛИ, НАРОД СЛОЖИЛ ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ. стр. 20

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА — ЛЮБИМАЯ РЕЛИКВИЯ КИЕВЛЯН. стр. 29

РУИНЫ ЗОЛОТЫХ ВОРОТ НЕ ДАЮТ ПОКОЯ УЧЕНЫМ. стр. 44

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА РАСКРЫВАЮТ СВОИ ТАЙНЫ. стр. 50

КАКИМ БЫЛ ВИД ЗОЛОТЫХ ВОРОТ В ДРЕВНОСТИ? стр. 70

КАК СОХРАНИТЬ ОСТАТКИ ЗОЛОТЫХ ВОРОТ? (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ). стр. 118

ЛИТЕРАТУРА. стр. 127


ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА РАСКРЫВАЮТ СВОИ ТАЙНЫ

После Великой Октябрьской социалистической революции и основания на Украине Всеукраинской Академии наук (ВУАН) при ней был организован археологический комитет, который выделил средства для изучения Золотых ворот. Раскопки начались в сентябре 1927 г. Ими руководил В. Ляскоронский. Ввиду ограниченности средств цель исследования заключалась в том, чтобы определить состояние фундаментов западной стены, сохранившейся наполовину.


- 50 -


На юг от западной стены был выкопан котлован площадью около 40 м2 и глубиной до 5 м. В ходе работ выяснилось, что в этом месте ранее находился фундамент южной части западной стены. Частично уцелел фрагмент, примыкавший к западной стене. Далее к югу сохранилось лишь несколько отдельно лежащих камней. Остатки фундамента были сложены из бутового камня на растворе цемянки. С восточной стороны к ним по касательной примыкало деревянное сооружение из вертикально вкопанных столбов и прибитых толстых досок. Эту конструкцию назвали «тын».

Как выяснилось во время археологических исследований в 1972—1973 гг., обнаруженный В. Ляскоронским «тын» являлся креплением бортов дороги XVII—XVIII вв., проходившей в проезде Золотых ворот.

Следующий этап археологического исследования Золотых ворот относится к 1948 г. Сотрудник Института археологии АН УССР В. Богусевич и архитектор Е. Корж по заданию Академии архитектуры УССР должны были сделать обмеры руин, установить глубину заложения фундаментов, уточнить уровень древнего проезда ворот. Во время раскопок заложили восемь шурфов — внутри проезда ворот, у южной оконечности восточной стены, у южной оконечности западной стены, с наружной стороны в месте примыкания к восточной стене срубов вала.

Изучение наслоений земли (стратиграфии) позволило установить уровень древнего проезда XI в. на глубине 1,35 м от современной поверхности земли. Один из шурфов был углублен до самой подошвы западной стены, которая оказалась на глубине 3 м от современной поверхности земли, что дало возможность судить о глубине заложения фундаментов ворот. Ниже начинался материковый лесс. Под фундаментом не обнаружили никаких следов деревянных конструкций (бревен-лежней, колышков и т. д.), известных по другим постройкам того времени.

В шурфе с наружной стороны восточной стены открыли остатки полусгнивших бревен. По мнению исследователей, это фрагменты бревен внутривальных деревянных конструкций. Во время раскопок нашли многочисленные обломки штукатурки с фресковой росписью различных цветов, а также обломки голосников.


- 51 -



Золотые ворота в Киеве. Западная стена. Вид до восстановления



- 52 -


Внутри проезда ворот в его южной части обнаружили остатки деревянных оборонительных сооружений XVII—XVIII вв. в виде сруба многогранной формы.

Главным результатом раскопок 1948 г. явилось установление уровня первоначального проезда и глубины заложения фундамента западной стены ворот.

Летом 1961 г. Ю. Асеев вместе со студентами Киевского художественного института провел обмер руин Золотых ворот и сделал шурф внутри проезда ворот у восточной стены, установив уровень проезда XI в. на глубине 0,9 м от современной поверхности земли. В этих исследованиях принимал участие и автор этих строк (занимался изучением граффити — надписей и рисунков, выцарапанных в древности на стенах Золотых ворот).

Итак, в послевоенный период Золотые ворота дважды подвергались археологическим исследованиям (1948 и 1961 гг.). Уровень же проезда XI в. определен был по-разному. Так, если еще П. Покрышкин установил его на глубине 0,85 м, то Ю. Асеев — 0,9 м, а В. Богусевич — 1,35 м. Эти расхождения отметил в своей книге «Древний Киев» М. Каргер.

Точно определить уровень древнего проезда Золотых ворот важно потому, что с ним была тесно связана не только глубина заложения фундаментов постройки, но и расчет высотных точек сооружения, поскольку отсчет необходимо вести от поверхности земли XI в. Глубина же заложения фундаментов постройки по этой причине колебалась от 1,65 м у В. Богусевича до 2,3–2,35 м у П. Покрышкина и у Ю. Асеева.

На стенах Золотых ворот граффити XI—XII вв. оказалось мало: всего несколько фрагментов надписей и один поврежденный рисунок. Он выцарапан на обмазке западной стены каким-то острым предметом и изображает охоту на вепря. В центре композиции — ощетинившийся вепрь, слева от него — непропорционально большого размера гончая, приподнявшаяся на задних лапах и лающая в сторону зверя, позади которого справа — фрагментарно сохранившаяся фигура охотника с копьем в правой руке. Автор рисунка, несмотря на условность композиции и ограниченность средств для ее исполнения, очень реалистично передал характерную позу лающей собаки: ее морда поднята высоко вверх, шея вытянута, длинные уши висят вдоль спины, в открытой пасти вид-


- 53 -



Охота на вепря. Граффити XI в. на западной стене Золотых ворот.


ны крупные зубы и язык. На шее гончей плетенный, по-видимому из кожаных ремешков, ошейник. Передние лапы с длинными когтями вытянуты в сторону зверя.

Изображение вепря, находящееся на уровне передних лап пса, передает состояние настороженности и испуга. Правда, голова его несколько испорчена выбоинами в штукатурке, но все же достаточно отчетливо видны глаз, уши и линия, отделяющая голову от туловища. Щетина, стоящая на спине дыбом, изображена косыми черточками. Совсем натурально, в виде характерной небольшой петельки, нарисован хвостик зверя. Передние ноги вепря плохо видны, но зато хорошо и точно передана задняя, окороковая часть.

Фигура охотника уцелела частично: утрачены голова и левая нога. Изображение охотника очень мало по сравнению с изображением собаки. Правая рука его вытянута вперед и держит копье с острым широким наконечником, направленным в сторону вепря. Отчетливо видна и ладонь свободной руки.

В нижней части рисунка, по-видимому, находилось изображение второго охотника, от которого сохранилась только верхняя часть копья. Под изображением собаки


- 54 -


читается надпись, состоящая из одного слова «Никола» (возможно, имя автора рисунка). Немного выше этого слова, слева, видны остатки еще одной фрагментарно сохранившейся надписи: «...оскъма конь». С уверенностью здесь читается только последнее слово «конь». Видимо, предыдущее слово поясняло, кому именно принадлежал грубо выцарапанный рядом конь.

Неподалеку от рисунков в этом же месте находится неоконченная надпись: «Господи, помози рабу своему...». Имя автора отсутствует. Подобные надписи с обращениями к богу широко известны в славяно-русской археологии. Они довольно часто встречаются на стенах зданий, древних кирпичах — плинфе, различных ремесленных изделиях, имеющих отношение к церкви или церковным делам. Подобная надпись на стене Золотых ворот важна и потому, что она подтверждает летописное сообщение о существовании надвратной церкви Благовещения.

Еще одна надпись обнаружена на восточной стене ворот внутри проезда. Она состоит всего из одного слова — имени «Трохмъ», т. е. Трофим.

Граффити, относящиеся к XI в., несмотря на недостаточную сохранность, представляют интерес как редкие образцы народного изобразительного искусства того времени.

Особенно распространенным в Древней Руси был сюжет «охота на вепря». Неслучайно среди светских росписей башен Софийского собора в Киеве имеется фреска, на которой изображены вепрь, охотник, пронзающий его копьем, и собака. Хотя на софийской росписи и несколько иная расстановка фигур, граффити на Золотых воротах и живопись в соборе связывает не только их очевидная сюжетная близость, но и некоторые другие признаки. В северо-западной башне собора есть изображение гончей, преследующей оленя. По ее огромным размерам и длинным, лежащим вдоль спины ушам легко угадывается та же порода собаки, что и на граффити Золотых ворот. Сравнивая сцены охоты на граффити с Золотых ворот и на фреске собора, можно заметить, что, несмотря на гораздо большие возможности техники фрески по сравнению с выцарапыванием, рисунок, изображающий охоту на стене ворот, обладает некоторыми реалистическими чертами, опережающими фреску. Исследователи живописи собора не раз отмеча-


- 55 -


ли, что мастер изобразил вепря с совершенно невозможным для него поворотом головы назад, в сторону охотника. Анатомически неверно нарисована на фреске и ладонь левой руки охотника.

Сюжет, посвященный охоте на вепря, довольно распространен в средневековом искусстве. Очень похожее изображение есть, например, на византийской шкатулке X—XI вв. из Тройского собора в Эдинбурге (Англия).

Граффити Золотых ворот, несмотря на их малочисленность и плохую сохранность, представляют собой интересные фрагменты, пополняющие наши скудные сведения о киевском народном искусстве и письменности XI в.

При изучении граффити Золотых ворот у автора этих строк появилась мысль попробовать свои силы в воссоздании первоначального внешнего вида древнего сооружения. В Софийском соборе в Киеве в то время проводили обмерные работы и исследования молодые талантливые архитекторы П. Волков, Г. Логвин, Ю. Нельговский, А. Пшеничный, Ю. Асеев, Г. Говденко и др.

Навыки, выработавшиеся в результате длительных поисков софийских граффити и их последующей научной обработки, а также постоянное общение с архитекторами и музейными работниками очень пригодились во время работы по Золотым воротам.

Руины Золотых ворот в Киеве представляют собой две параллельные стены, идущие с севера на юг на расстоянии 6,4 м одна от другой. Длина восточной стены около 25 м. Западная стена почти вдвое короче, так как ее южная часть не уцелела. Толщина стен сравнительно невелика — от 1,25 до 1,5 м без пилястр. Высота стен от современного уровня земли достигает 8 м. Внутри проезда стены ворот расчленены пилястрами (выступами), завершавшимися арками, на которые опирался свод. В некоторых местах на пилястрах сохранились очень важные детали, так называемые пяты арок, т. е. те места, где пилястры начинали закругляться, переходя в арки. С наружных сторон на обеих стенах хорошо видны отпечатки тесаных на шесть или восемь граней дубовых бревен — деревянных конструкций, находившихся внутри вала, примыкавшего к Золотым воротам.

Кладка стен Золотых ворот близка кладке Софийского собора. Это так называемый опус микстум — сме-


- 56 -


шанная кладка из рядов древнего кирпича — плинфы и естественного камня: гранита, кварцита, шифера и др. В качестве раствора применялась цемянка: смесь извести с толченой керамикой, что придавало раствору большую прочность, гидравличность и характерный для построек XI—XII вв. розово-коричневый цвет.

Внутри проезда ворот к стенам XI в. примыкает кладка более позднего времени. Она также выполнена в технике смешанной кладки, но плинфа здесь больше и толще, а раствор со значительно меньшей примесью керамики имеет не розовый, а белый цвет. Об этих пристройках, или прикладках, как их называют некоторые исследователи из-за того, что они не перевязаны с первоначальной кладкой, а приложены к ней, высказано много различных суждений. И все же не совсем ясны были их назначение и время появления, хотя четко фиксировалось их значительное отличие от первоначальной кладки ворот. Эти пристройки внутри проезда ворот зачастую сбивали исследователей и приводили к неверным выводам. Так, некоторые считали, что пристройки появились в связи со строительством надвратного храма, другие полагали, что на них опирался боевой настил внутри проезда. Между тем последние археологические находки и анализ рисунков А. ван Вестерфельда говорят о другом.

Долгое время очень загадочным казалось и расположение уцелевших на пилястрах пят арок первоначальной части постройки. Пяты арок известны на западной и восточной стенах. Однако непонятным представлялось то, что на других пилястрах на той же высоте не было никаких признаков пят арок. Казалось бы, вывод напрашивался сам собой: пяты арок находились на большей высоте, чем руины в настоящее время. Но эта простая мысль как-то не приходила никому в голову. Автором данных строк была опубликована статья о Золотых воротах в «Украинском историческом журнале» (1968, № 5), где говорилось об этом.

Изучая в натуре руины Золотых ворот, можно было убедиться в их чрезвычайно бедственном состоянии. Постепенно накапливались все новые и новые материалы: рисунки, гравюры, обмеры и фотографии Золотых ворот. Даже беглого взгляда на фотографии XIX в. было более чем достаточно, чтобы убедиться, насколько разрушился памятник за последние 100 лет.


- 57 -


Одной из причин, почему процесс разрушения Золотых ворот не привлекал к себе пристального внимания общественности, видимо, являлось то, что весной периодически убирали упавшие со стен Золотых ворот камни, а осыпи цемянки засыпали черноземом и сеяли траву. Убедившись в плохом состоянии и постепенном разрушении Золотых ворот, автор этих строк в 1970 г. написал докладную записку и сделал сообщение об этом на одном из заседаний Киевской городской организации общества охраны памятников истории и культуры, дал заметку в газету «Лiтературна Украiна». Выход из создавшегося положения представлялся таким: надо, чтобы руины оказались под крышей, т. е. сделать то, о чем говорил в свое время исследователь киевских древностей А. Эртель — восстановить ворота в первоначальном виде.

Обществом охраны памятников истории и культуры была создана специальная комиссия для обследования состояния памятника, в которую вошли историки, археологи и архитекторы. Однако комиссия вынесла решение лишь о временных мерах: необходимости отвести воду, подрезать ветви деревьев, сделать водозащитные козырьки, поставить сторожа. Все это не могло, конечно, оградить памятник от дальнейшего разрушения.

Вскоре обществом была создана вторая комиссия, которая, обследовав Золотые ворота и тщательно рассмотрев вопрос, пришла к заключению, что неотложные временные меры следует принять, но для сохранения руин их необходимо восстановить в первоначальном виде, чтобы остатки постройки оказались под крышей, где можно было бы создать необходимый температурно-влажностный режим. Выводы комиссии были учтены, и вскоре Золотые ворота включили в план реставрационных работ Госстроя УССР.

В 1971 г. на одном из заседаний ученого совета Госстроя УССР была создана авторская группа из специалистов различных профилей. В нее вошли архитектор Н. Холостенко («Киевпроект»), реставратор Е. Лопушинская («Укрпроектреставрация»), археолог — автор настоящей книги (Институт археологии АН УССР). Нужно было разработать проект реставрации Золотых ворот, который бы надежно защитил их от разрушения. В первую очередь необходимо было тщательно и всесторонне изучить памятник, чтобы снять имевшиеся


- 58 -


противоречия, уточнить многочисленные возникавшие вопросы и получить возможно более полные сведения о первоначальном виде постройки.

В июне 1972 г. начались археологические раскопки, продолжившиеся летом 1973 г. В первую очередь следовало тщательно проверить материалы В. Ляскоронского: ведь никаких данных, кроме небольшой заметки в печати, не сохранилось.

Нужно было выяснить протяженность постройки с севера на юг. Считалось, что восточная, более длинная стена имела 25 м в длину. Но ведь могли же какие-то ее части оставаться скрытыми в земле? Большая неясность, как мы видели, была и в определении исследователями древнего уровня проезда ворот. Необходимо было тщательно изучить состояние фундаментов, их конструктивные особенности, глубину закладки и т. д., попытаться установить местонахождение фасадов постройки со стороны города и поля, проверить сведения о цоколе стен внутри проезда, обозначенные на обмерных чертежах Е. Корж, определить высоту, конфигурацию и конструктивные особенности вала, примыкавшего к Золотым воротам с обеих сторон. В связи с этим надо было исследовать отпечатки бревен на стенах ворот и выяснить происхождение и назначение деревянных полусгнивших срубных сооружений, встречавшихся во время раскопок внутри проезда. Необходимо было уточнить высоту арок, привязав их к уровню проезда XI в.

Кроме того, надеялись обнаружить во время раскопок какие-нибудь архитектурные детали или же фрагменты украшения церкви, которые помогли бы уточнить, каким было внешнее оформление, внутреннее убранство храма, или определить время его сооружения.

С самого начала решили проверить сведения В. Ляскоронского о состоянии южной части западной стены. Не верилось, что от нее ничего не сохранилось. Ведь фундамент этой стены находился на значительной глубине, и, чтобы его разобрать, необходимо было приложить значительные усилия. Да и зачем его разбирать?

В 1972 г. было заложено восемь раскопов, в том числе три больших, на юг от западной стены. Первые камни фундамента появились в раскопе 1 на глубине 1,2 м (см. рис. на с. 66) от современной поверхности земли. Когда же достигли глубины около 2 м, основной массив сохранившейся части фундамента западной стены принял


- 59 -



Золотые ворота в Киеве. Южная часть фундамента восточной стены (1973).


вполне определенные очертания и форму. Он оказался сложенным из валунов и колотого камня на растворе розовой цемянки. Протяженность сохранившейся части с севера на юг была всего 3,7 м. Еще далее на юг от фундамента сохранилось всего несколько больших камней. Подошва фундамента, т. е. его нижняя часть, в этом месте находилась на глубине 2,95 м от современной поверхности земли.

В южном торце сохранившейся части фундамента неожиданно выявили интересные строительные особенности: при сооружении фундамента в дно рва были вбиты три ряда дубовых колышков толщиной 5-8 см и длиной 0,5-0,6 м. Эти колышки использовались для уплотнения грунта и уменьшения осадки сооружения. С той же целью в древности применяли и бревна-лежни,


- 60 -


расположенные как раз над колышками и представлявшие собой темно-коричневые прослойки в фундаменте.

Как колышки, так и бревна-лежни встречались при археологических исследованиях Десятинной церкви, княжеских дворцов X в., Софийского собора в Киеве. Теперь их впервые обнаружили при раскопках Золотых ворот. Это были те самые особенности закладки древних фундаментов, которые тщетно пытались найти В. Богусевич и Е. Корж в 1948 г.

На юг от уцелевшей части фундамента западной стены, как упоминалось, уцелели только отдельные камни. К ним по касательной примыкало большое деревянное сооружение из бревен и досок: «тын» В. Ляскоронского. В нижней части «тына» можно было различить три строительных периода (или ремонта) сооружения. Основу его составляют три больших бревна, которые заходят на линию фундамента западной стены и, следовательно, могли быть расположены таким образом только тогда, когда южная часть этой стены была разобрана. Бревна были засыпаны слоем строительного мусора и лесса, поверх которого находились толстые доски настила.

Не оставалось никакого сомнения, что это остатки дороги XVII—XVIII вв., проходившей внутри проезда Золотых ворот. Нижние бревна дороги относятся, вероятно, к XVII в., а доски настила и крепление ее бортов («тын») — к XVIII в. Эти дороги зафиксированы на плане Киева 1695 г. у Золотых ворот, о них же писал в своем рапорте киевскому губернатору Д. Дебоскет, сообщая о прогнивших досках.

Следы дороги внутри проезда ворот прослежены и в других местах. Особенно четко и убедительно они выглядели в раскопе 9 с северной стороны проезда (см. рис. на с. 71). Дорога имела ширину 3,4 м и состояла из продольных бревен с дощатым настилом. С севера на юг она довольно значительно понижалась. Ее датировка подтверждается и находкой польской серебряной монеты 1625 г. короля Сигизмунда.

Так в результате раскопок в 1972 г. получил убедительное объяснение тот факт, что предыдущие исследователи постоянно находили бревна и доски внутри проезда ворот, а также наличие глубокого перекопа, на который они натыкались в этом месте. Перекоп, впервые обнаруженный П. Покрышкиным, сделан в связи с


- 61 -


прокладкой дороги, для которой использованы найденные бревна и доски. Южная часть дороги поворачивала таким образом, что заходила на фундамент западной стены, из чего можно было сделать такое заключение: разборка этой части фундамента также была связана со строительством дороги.

Направление и особенно большое углубление дороги в ее южной части, достигавшее подошвы фундамента, вызывают резонный вопрос: для чего нужно столь большое углубление дороги, отклонение ее от оси проезда к западу, связанное с трудоемкими работами по разборке южной части фундамента, видимо, уже разрушенной к этому времени западной стены?

Известно, что в древности перед Золотыми воротами со стороны поля (сейчас — в сторону оперного театра) находился ров шириной около 15 м и глубиной 8–10 м. Остатки его обнаружены в 1967 г. во время прокладки траншеи теплоцентрали по ул. Золотоворотский проезд. Через ров к Золотым воротам перебрасывался подъемный мост, убиравшийся или сжигавшийся при приближении врага.

В XVII—XVIII вв., поскольку Золотые ворота продолжали функционировать как въезд в город, ров перед ними, хотя и несколько оплывший, должен был представлять серьезное препятствие для гужевого транспорта. Можно было построить мост, но, как показали раскопки, сделано было другое: дорогу в проезде ворот сильно углубили, выбросив землю в ров и таким образом спрофилировав оба участка дороги. Отклонение дороги к западу от оси проезда, видимо, было связано с каким-то препятствием, находившимся во рву перед воротами. Это могли быть остатки рухнувшей в эту сторону боевой площадки ворот.

Большой перекоп в проезде ворот нарушил в нем всю древнюю стратиграфию, все слои земли оказались безнадежно перемешанными и поэтому не могли помочь уточнению уровня древнего проезда.

Одним из важных вопросов реконструкции первоначального вида Золотых ворот являлось определение полной протяженности сооружения по оси север–юг. Чтобы выяснить фактическую длину стен Золотых ворот, были заложены два раскопа: один — у южной оконечности восточной стены, другой — у северного конца западной стены.


- 62 -


Результаты, полученные в них, превзошли все ожидания (хотя и в совершенно другом отношении, чем предполагалось). В шурфе у западной стены уже на глубине 0,4 м от современной поверхности земли из-под кирпичного пилона XIX в. появилось продолжение фундамента древней стены длиной 1,5 м. С той ее стороны, к которой примыкал вал, были выявлены отпечатки продольных бревен и три торца бревен сруба внутривальных конструкций. Эта находка представляла большую важность, так как она давала возможность не только уточнить длину западной стены, но и указывала, где именно оканчивалась последняя клеть сруба со стороны города.

Для уточнения длины восточной стены у ее южного конца заложили большой раскоп в виде буквы П. Выяснилось, что стена из-под пилона XIX в. продолжалась на юг еще на 1,0 м. Ее торец представлял собой вертикальную стенку из колотого камня на растворе розовой цемянки (см. рис. на с. 60).

Еще более интересные наблюдения сделаны с обратной стороны стены, примыкавшей к валу. На ней также хорошо были видны неизвестные ранее отпечатки бревен внутривальных конструкций. Они представляли собой довольно глубокие дыры в стене от торцов бревен сруба и продольные отпечатки бревен, по которым можно было насчитать от трех до пяти венцов сруба, сложенных из толстых кантованных бревен.

Благодаря этой находке значительно уточнялись наши знания о конструктивных особенностях вала, примыкавшего с обеих сторон к Золотым воротам. До тех пор считалось, что внутри вала, у его основания находился сруб, состоявший из шести клетей. Новые отпечатки еще трех клетей доводили их число до девяти, и таким образом существенно дополнялось сложившееся представление о конструкции и размерах киевского вала. Уточненная протяженность стен Золотых ворот оказалась 26,8 м.

Давно отмечено, что на восточной стене ворот в одном месте отпечатки торцов бревен поднимались вверх двумя рядами. Это означало, что здесь к главному срубу примыкал еще один сруб меньшего размера. Чтобы уточнить конструктивные особенности малого сруба, против двух рядов отпечатков бревен на расстоянии 2,5 м от стены ворот был заложен шурф (12). Уже на глубине


- 63 -


0,7 м в нем начали появляться коричневые следы сгнивших бревен, которые постепенно, по мере углубления раскопа, приняли вполне определенные очертания угла клети малого сруба (далее будем называть его приставным) и отрезка бревна клети главного сруба. Не оставалось никаких сомнений: в этом месте к главному срубу из шести клетей примыкал приставной сруб из трех клетей, располагавшийся под склоном вала, обращенным в сторону поля.

Следующим вопросам, который предстояло выяснить, был первоначальный уровень проезда XI в. Мы уже рассказывали о разногласиях, существовавших по этому поводу. Древняя стратиграфия внутри проезда, как отмечалось, оказалась совершенно нарушенной и не могла помочь разрешению вопроса. Можно было надеяться, что где-то уцелел нетронутый участок культурного слоя XI в., который помог бы уточнить имеющиеся сведения.

Однако ответ пришел из совершенно неожиданного источника. Изучая фундаменты ворот, заметили, что в некоторых местах цемяночный раствор, на котором они сложены, выступал в виде больших наплывов в сторону проезда (как, например, в раскопе ). Эта особенность могла быть объяснена только тем, что при заполнении фундаментного рва часть раствора вылилась на поверхность земли XI в. Уровень проезда XI в., судя по этим наплывам, находился на глубине 1,49 м.

Еще больше уточнить уровень древнего проезда ворот удалось благодаря находкам в раскопе в северной части проезда. В этом месте на восточной стене обнаружены шиферные прокладки толщиной 10 см, идущие горизонтально на глубине 1,32 м. На эти шиферные плиты опирался цоколь постройки. Такие же плиты выявлены и под цоколем западной стены, где они находятся на глубине 1,36 м. Итак, сам собой напрашивался вывод: шиферные плиты положены на уровне первоначального горизонта ворот, видимо, с целью гидроизоляции стен от фундаментов сооружения. Эта находка подтвердила правильность заключения В. Богусевича о том, что уровень проезда XI в. располагался на глубине 1,35 м от современной поверхности земли. При этом выяснилось, что фундаменты Золотых ворот первоначально были углублены на 1,46–1,98 м относительно уровня земли XI в.


- 64 -


В 1972—1973 гг. в кирпичной кладке XIX в. сделали несколько так называемых зондажей для того, чтобы обследовать участки древней кладки, находившейся за пристройками XIX в. Особенно интересными и неожиданными оказались находки в южном торце восточной стены. Были обнаружены остатки неизвестной ранее арки (а точнее — ее пяты), которая дала возможность определить высоту воротного проема со стороны поля (7,53 м) и полную высоту арки, оказавшейся значительно ниже прочих арок проезда ворот.

С помощью другого зондажа на той же восточной стене обнаружена еще одна важная деталь — пята свода, позволившая заключить, что в этом месте к главному объему ворот со стороны поля примыкал еще один меньший по высоте объем (как увидим далее — боевая площадка).

После этих находок и уточнения уровня проезда XI в. стал возможным расчет высоты большинства арок проезда. В этом помогли ранее известные и вновь обнаруженные пяты арок. Известна была и ширина ворот между пилястрами — 6,4 м.

Мы не станем здесь подробно описывать все эти расчеты. Приведем лишь один пример. На пилястрах восточной стены сохранились две пяты арок, одна из них — на высоте 7,2 м. Зная радиус арки (0,5 ширины проезда ворот = 3,2 м) и ее толщину (0,9 м), можно вычислить и полную высоту, которая достигала 11,12 м (7,02+ 3,2 + 0,9). Другая арка (вновь открытая, определившая высоту воротного проема со стороны поля) оказалась значительно ниже — 8,43 м с учетом толщины самой арки.

Но, как упоминалось, в проезде ворот были пилястры, которые на высоте около 7 м не имели никаких признаков пят арок. Это указывало на то, что их пяты находились выше, чем сохранившиеся руины. Таких арок в проезде ворот было две. Их высоту удалось рассчитать благодаря тщательному обследованию руин в натуре и обмерам, сделанным в середине XIX в. Ф. Солнцевым. На его обмерах в верхней части восточной стены видны некоторые детали, не сохранившиеся до наших дней. Они и помогли определить высоту самых высоких арок проезда, достигавших 13,36 м. Как оказалось, это был уровень пола воротной башни и надвратного храма, располагавшегося на ней.


- 65 -



Остатки фундамента южной части западной стены Золотых ворот (1972).


Так было установлено, что внутри проезда находились арки трех разных высот: 8,43; 11,12; 13,36 м.

Выше неоднократно говорилось о более поздних пристройках внутри проезда ворот. По мнению некоторых исследователей, они не имели фундаментов. В ходе раскопок удалось обнаружить, что кладка этих пристроек в некоторых местах опускается на глубину до 1,2 м, а в большинстве случаев — не глубже 0,6–0,7 м, где опирается на выступ цоколя древнейшей части постройки. Цоколь прослежен в нескольких местах у восточной и


- 66 -


западной стен. Он выступает в проезд на 0,25 м и имеет высоту 0,7–0,8 м.

Наблюдения не дали ответа на вопрос, с какой целью были сделаны в проезде поздние пристройки. Это удалось установить на основании тщательного анализа рисунков А. ван Вестерфельда. Что же касается фундаментов поздних пристроек внутри проезда ворот, то глубина их закладки была тесно связана с подсыпкой земли в проезде ко времени строительства.

Среди обнаруженных строительных материалов надвратного храма и самих ворот привлекают внимание лекальные плинфы — кирпичи сложной конфигурации — и вмурованные голосники. Найдены лекальные плинфы трех видов. Первая — с полуциркульным закруглением с одной стороны; такие кирпичи употребляли для выкладки столбов сложного профиля, так называемых пучковых или полуколонок. Для этой же цели могли использовать и второй вид плинф — кирпичи с одной заостренной стороной. Одна из плинф имела трапециевидную форму (третий вид). С помощью плинфы подобного профиля выкладывались части постройки, имевшие малый радиус закругления, как, например, малые апсиды, барабан купола и т. д.

К строительным материалам относятся и многочисленные обломки шиферных плит, широко применявшихся в древности при постройке зданий.

В средней части проезда найдены большие фрагменты цемяночного раствора с вмазанными в них обломками голосников. Голосники, судя по обломкам, формой напоминали глечики — кринки для молока, но несколько большего размера. Они имели сферическую форму и цилиндрическое горло без венчика, на котором иногда заметны следы простой орнаментации в виде волнистой линии. Судя по светло-серому цвету, голосники довольно слабо обожжены. На одном из обломков голосника начертан по сырому так называемый вавилон, который, по мнению исследователей, представлял собой набор пропорциональных отрезков, объединенных в одной фигуре, употреблявшихся мастером при строительных расчетах. «Вавилон» на голоснике в данном случае, очевидно, просто является чем-то вроде подписи мастера.

Большое количество обломков голосников, замурованных в раствор, указывает, что они широко использо-


- 67 -



Сосуды-голосники XI в., вмурованные в раствор (1972—1973).


вались при строительстве Золотых ворот для облегчения сводов как проезда, так и надвратного храма.

Были и другие важные находки, позволяющие судить о внутреннем убранстве надвратного храма. Начнем с пяти кубиков смальты, сделанных из стекловидной разноцветной массы, употреблявшейся в древности для красочных мозаичных изображений. Они обнаружены при раскопках Золотых ворот впервые. Два из них были желтого цвета, один — голубой, один — зеленый, а последний — светло-желтый, прозрачный.

Найдены также кубики разных цветов из натурального камня примерно тех же размеров, что и кубики из смальты. Судя по мозаичным изображениям в Софийском соборе, они также применялись в мозаиках.

Эти находки позволяют сделать вывод, что надвратный храм украшали настенные мозаики.

О внутреннем убранстве церкви на Золотых воротах можно судить и по многочисленным фрагментам штукатурки с остатками фресковой живописи. Подобные находки известны и по предыдущим исследованиям. Никаких сюжетных изображений на обломках фресок не обнаружено. Несколько фрагментов имеют следы разгранки — красной линии, которой обычно обрамлялись фресковые композиции. На одном из обломков видна написанная черной краской на красном фоне буква К. Малые размеры буквы (3,5 см) позволяют сделать вы-


- 68 -



Отпечаток ноги и следы дождевых капель на кирпиче-плинфе XI в. (1972—1973).


вод: фрески в надвратном храме были небольших размеров. В Софийском соборе подобные надписи имеют высоту около 8–10 см, а сами изображения достигают двух и более метров. В надвратной церкви на Золотых воротах фресковые изображения, видимо, были примерно в два раза меньшими.

Находка более чем сорока фрагментов штукатурки с фресками позволяет заключить, что красочная палитра росписей из надвратного храма была близка фресковой живописи Софийского собора. Преобладающими цветами в ней являлись красный, белый, черный, коричневый, желтый, зеленый, голубой.

Мозаичные кубики, остатки фресковой живописи и фрагменты шиферных плит свидетельствуют о том, что внутреннее убранство надвратного храма Благовещения на Золотых воротах было выполнено в ранних традициях древнерусского зодчества, при которых широко применялось сочетание мозаичных настенных изображений с фресковыми росписями и украшениями из резного камня — мрамора или шифера.

Среди обломков фресковой штукатурки обнаружено несколько таких, по которым видно, что роспись была нанесена на розовую цемянку — раствор первоначальной постройки, а не на белый раствор пристроек. Эти наблюдения опровергают предположение, что сооружение надвратного храма было связано с появлением в проезде ворот пристроек.

Во время раскопок обнаружено также много древнерусской керамики XI—XIII вв., но поскольку она была найдена в переотложенном состоянии (засыпке проезда), то ее роль для датировки памятника имеет второстепенное значение.


- 69 -


Археологические исследования 1972—1973 гг., таким образом, дали значительное количество новых материалов о Золотых воротах в Киеве. Не подтвердились высказывания скептиков о бесполезности нового архитектурно-археологического исследования памятника якобы потому, что о Золотых воротах все уже давно известно. Во время раскопок впервые определена полная протяженность стен и их фундаментов; уточнены конструктивные особенности фундаментов (колышки, лежни, глубина заложения) и первоначальный уровень проезда; выявлена дорога XVII—XVIII вв. внутри проезда; найдена малая арка, давшая возможность установить высоту воротного проема со стороны поля; обнаружен участок свода, позволяющий судить о том, где была боевая площадка со стороны поля; рассчитана высота большинства арок; существенно уточнены сведения о деревянных конструкциях вала, показавшие, что в его основе находилось не шесть клетей, как считалось, а девять. Получены дополнительные сведения и о внутреннем убранстве надвратного храма.


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг
Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru