Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

Е. В. Черкасова

Формирование населенных пунктов Западной Сибири под влиянием развития транспортной инфраструктуры (XVI - начало XX вв.)


OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
Е. В. Черкасова. Формирование населенных пунктов Западной Сибири под влиянием развития транспортной инфраструктуры (XVI - начало XX вв.) // Архитектурно-художественное образование России на рубеже веков. Тезисы докладов научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2000. с. 59-60.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в сборнике)




Процесс развития сибирских поселений находился под влиянием трех основных факторов: расположения крупных аквамагистралей, прохождения Московско-Сибирского тракта и Транссибирской железнодорожной магистрали.

Особое влияние на выбор места, внутреннюю планировку и облик населенных пунктов оказали гидрогеографические условия. Водные пути имели огромное значение в колонизации Сибири. На значительной территории с крайне слабой заселенностью было невозможно создать разветвленную сеть удовлетворительных сухопутных дорог. В то же время речные системы охватывали огромную площадь, предоставляя возможность регулярного сообщения. Процесс территориального закрепления обширных сибирских пространств был завешен в первой половине XVIII в.

С открытием пароходного движения в 40-х гг. XIX в. усилился рост городов, расположенных у слияния рек или в конце водного пути. В планировочной структуре населенных пунктов появляется транспортно-складская зона с причалами, затоном, ремонтными мастерскими, такелажными и грузовыми складами. Эти зоны вместе с местными магистралями, идущими от пристаней, в значительной степени влияли на формирование ткани города.

Однако транспортное освоение и использование рек находилось на низком уровне, а навигационный период, в силу суровых климатических условий, был непродолжительным. По мере освоения Сибири все более актуальной становится проблема создания путей круглогодичного действия.

Повышению торгово-экономической активности и росту населенных пунктов способствовала прокладка в 40-х гг. XVIII в. Сибирского тракта, который связал населенные пункты и во многом определил их развитие. Тракт постепенно стал линией наибольшей густоты заселения. По тракту осуществлялось почтовое сообщение, пассажирское и почти все транспортное движение.

В результате строительства Сибирского тракта возникало большое количество населенных пунктов. Одними из первых русских поселений в Кемеровской области были Старый Тяжин - XVII в., Малый Антибес - 1648 г., Зеледеево -1659 г., Варюхино - 1682 г., Мариинск - 1702 г. Эти пункты основывались как ямы (почтовые станции) и зимовья. Среднее расстояние между ними равнялось однодневному конному переходу (от 21 до 32 км).

Строительство Сибирского тракта изменило не только административно-политические и социально-экономические условия развития поселений, но и их композиционно-планировочную структуру. Функционирование тракта вызвало к жизни новый тип планировки - притрактовую застройку. Деревни и села имели двустороннюю застройку по обеим сторонам дороги и большую протяженность (окраины отставали от центра на 1-2 км). Рост городов в этот период сопровождается развитием пригородов вдоль трактов. Пригородные населенные пункты возникали в радиусе 30-45 км или в непосредственной близости от города. Поселения из компактно-очаговых трансформировались в линейно-осевые системы.

С развитием капитализма Сибирь, обладающая огромными ресурсами, превращается в один из важнейших экономических регионов страны. Сложившая в предшествующий исторический период транспортная система, включающая в себя водные и гужевые пути, не справляется больше с масштабами освоения природного потенциала. С мая 1891 г. развернулось строительство Транссиба. С конца XIX в. наблюдается значительный скачок в темпах заселения сибирского региона. Наибольшая плотность населения - в зоне дислокации Транссибирской магистрали.

Строительство железной дороги нередко являлось причиной возникновения новых населенных мест. Так появилась ст. Тайга. Первые постройки (каменное железнодорожное депо, водонапорные башни и несколько десятков жилых домов) относятся к 1895-1896 гг., начали действовать почта и телеграф. В 1898 г. была установлена регулярная связь с Томском, открыто пассажирское движение до Иркутска. Станция Тайга приобрела важное значение благодаря своему центральному положению стала узловой.


- 59 -



Активная эксплуатация железной дороги увеличила спрос на минеральное топливо. Изыскания вдоль трассы привели к открытию месторождений каменного угля в северной части Кузнецкого бассейна. Таким образом, прокладка железной дороги инициировала возникновение и развитие горняцких поселений (Анжерка и Судженка). Шахты являлись главным градообразующим фактором, вокруг них возникли горняцкие поселки. Общая конфигурация горняцкого поселения определялась разбросанностью по площади залегания каменноугольных пластов. Важным фактором служила дислокация железнодорожной магистрали. Подъездные пути к шахтам давали выход на магистраль массе добытого угля, в разных направлениях пересекая населенный пункт.

Развитие железной дороги ускорило территориальный рост многих населенных пунктов, что обусловило утрату компактного характера планировочной структуры поселений и удлинение внутренних коммуникаций. Железная дорога стала главной коммуникацией, транспортные коридоры легли в основу "каркаса" планировки. В процессе роста города получают более развитую расчлененную систему, чаще всего построенную на продольных композиционных осях, включающую в себя отдельные площади, участки набережных, сады и другие элементы с выделением главной улицы как композиционного стержня.


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг
Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru