Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

И. П. Русанова, Б. А. Тимощук.

Збручское святилище (предварительное сообщение)


OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
И. П. Русанова, Б. А. Тимощук. Збручское святилище (предварительное сообщение). // Советская археология, 1986, № 4, с. 90-99.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в журнале)


Найденный в 1848 г. в русле р. Збруч недалеко от г. Гусятина (ныне Тернопольская обл. УССР) каменный обелиск с четырехликой головой, покрытой высокой круглой шапкой, и с изображениями, вырезанными на его четырех боковых гранях, получил в литературе наименование Збручский идол. Этот единственный в своем роде памятник вызвал огромный интерес в научном мире, было высказано много противоречивых мнений относительно его назначения, датировки, этнической принадлежности [1, с. 279-287; 2, с. 75-77; 3, с. 5-60]. Между тем успешное решение данных вопросов возможно лишь при условии, если Збручский идол будет связан с определенным культурным слоем. Такую задачу поставила перед собой Прикарпатская экспедиция Института археологии АН СССР, которая с 1984 г. начала сплошное археологическое обследование местности, где был обнаружен идол.

К северу от г. Гусятин, между р. Збруч и впадающей в нее р. Гнилая, расположена холмистая возвышенность Медоборы, покрытая лесом. Здесь, в 5 км от с. Городница Гусятинского р-на, на самом высоком холме, называемом местными жителями горой Богит (ее высота над уровнем моря 428 м), и вокруг этого холма выявлен комплекс восточнославянских памятников X—XIII вв. Вершину горы занимает городище, на котором открыты культовые сооружения; у ее подножия расположены могильник и пять селищ. Сооружения на городище, его валы и рвы очень хорошей сохранности и лишь в незначительной мере повреждены окопами первой мировой войны. На селищах видны западины жилищ, что позволяет выяснить их планировку.

Площадка городища имеет овальную форму и вытянута с запада на восток на 300 м при наибольшей ширине около 100 м. Она окружена валом, который идет по самому краю вершины горы и в восточной части спускается на ее склон, где расположен въезд на городище. Два дополнительных поперечных вала делят площадку на три неравные части. По склону холма вокруг городища были выкопаны рвы, которые окружали и дополнительную площадь (80*40 м), расположенную около въезда на городище и связывающую гору Богит с соседним холмом. Кроме того, еще один вал спускался по северному склону городища и отделял территорию могильника от окружающих селищ (рис. 1).

Самая высокая точка на городище находится на его западной площадке, отделенной первым поперечным валом. Эта площадка имеет почти треугольную форму и размеры 70*50 м (рис. 2). В ее центре на самом высоком месте (его высота при дальнейших измерениях принята за репер) открыто сооружение из камней (диаметр его 17 м). Оно поднималось над уровнем окружающей почвы на 50-60 см. При расчистке в центральной части выявлен круг диаметром около 9 м, поверхность которого выложена камнями-булыжником и кое-где выступающими более крупными камнями. К центральной площадке со всех сторон симметрично примыкают восемь корытовидных и овальных в плане углублений диаметрами 3-5 и глубиной до 1 м от поверхности круга и 40-60 см от уровня окружающей почвы. В северной части сооружения между углублениями и среди каменной вымостки оставлен проход к центру круга шириной 1 м. Вход вел к центральной столбовой яме, имеющей квадрат-


- 90 -



Рис. 1. План городища Богит и прилегающих к нему могильника и поселений.
а - вал; б - ров; в - склоны; г - западины; д - курган; е - раскопы; ж - дорога; 3 - колодец



Рис. 2. План городища Богит.
а - вал; б - ров; в - западины; г - площадки; д - камни; е, ж - раскопы; з - склоны; и - обрывы


ную в плане форму со сторонами и глубиной 50 см. Ее стенки выложены крупными камнями (рис. 3).

При расчистке восьми углублений, заполненных мелкими камнями, найдены кости животных, угли и мелкие обломки посуды X—XIII вв. В углублениях 4 и 8, расположенных в северной и южной частях сооружения, обнаружены погребения мужчин в возрасте около 60 лет. Погребения совершены головой на запад с отклонениями в одном случае к северу, в другом к югу. Для костяков среди камней выбраны прямоугольные ямы, стенки которых сложены из больших камней и каменных


- 91 -



Рис. 3. План и профили сооружения — пьедестала идола.
1-8 — углубления; а — камни; б — кости; в — угли


плит, а дно посыпано углем. Кроме того, в углублении 8 к западу от погребения взрослого человека, но на 40 см выше него среди камней лежали кости ребенка в возрасте около 2 лет. Второе такое же детское погребение обнаружено на глубине 20 см среди камней углубления 6.

Все это довольно сложное в плане сооружение, по-видимому, следует рассматривать как пьедестал для идола, который мог стоять в центральной яме: величина квадратного основания идола со стороной около 30 см соответствует размерам этой ямы. Возможно, еще один идол стоял в углублении 3 к югу от центрального идола, напротив входа. В этом углублении среди камней находилась такая же столбовая яма (рис. 3). Круглые пьедесталы для идолов характерны для восточнославянских святилищ. Например, круглые площадки обнаружены на святилище в Перыни под Новгородом и на Красногорском святилище [4, с. 261]. В углублениях, расположенных вокруг идола, приносили жертвы, в том числе и человеческие. О человеческих жертвоприношениях языческим богам


- 92 -



Рис. 4. План и профили курганообразного сооружения — жертвенника.
1 — профиль до расчистки; 2 — план и профили после расчистки


упоминает древнерусский летописец: «...привожаху сыны своя и дъщери, и жряху бесомъ, и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Руска» [5, с. 56]. Об этом же писал немецкий хронист Гельмольд: «...и приносят богам своим жертвы волами и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особое наслаждение их богам» [6, с. 129].

В той же западной части городища, на самом его мысу, в 35 м от подножия идола зафиксировано еще одно сооружение из камней (рис. 2). Это курганообразное возвышение диаметром около 5 м и высотой 80 см, обставленное кругом большими каменными глыбами и покрытое панцирем из булыжника (рис. 4). После снятия мелких камней в центре возвышения обнаружена квадратная яма со сторонами 2 м и глубиной от вершины 70 см; она обставлена большими каменными плитами, образующими ее вертикальные стенки, а ровное дно выложено мелкими камешками и небольшими плиткам. Яма заполнена черной углистой землей и забросана камнями. Она заполнялась постепенно на протяжении долгого времени: на ее дне встречается преимущественно керамика XI в., выше залегают обломки посуды XII и первой половины XIII в. Кроме того, здесь найдено несколько обломков стеклянных браслетов и многочисленные кости животных, главным образом крупного рогатого скота. Вполне возможно, что яма на курганообразном возвышении также предназначалась для жертвоприношений и остатков языческих тризн. Подобные ямы с такими же находками раскопаны на древнерусских могильниках [7, с. 97].


- 93 -



Рис. 5. Планы и профили жилых сооружений.
1 — сооружение 2; 2 — соооружение 3; 3 — жилище 1; а — камни; б — материковые камни


Западная часть городища, где находились описанные выше культовые сооружения, была со всех сторон окружена валами, на вершинах которых были устроены специальные площадки для ритуальных огней. На главном валу, окружающем все городище, горизонтальная площадка была вымощена каменными плитками и имела ширину около 2 м, а на самом мысу городища при закруглении вала ширина площадки доходила до 5 м. При расчистке этой площадки в большом количестве найдены вторично обожженные обломки глиняной посуды X—XIII вв., кости животных, также частично обожженные, и угли. Площадка шириной 2 м была устроена и у поперечного вала с его внутренней стороны. Она выложена из плоских каменных плиток, верхняя часть которых сильно обожжена. Здесь также найдены обломки посуды X—XIII вв., угли и кости животных.

Культовые валы с горизонтальными площадками для ритуальных огней характерны и для других восточнославянских городищ-святилищ. Например, такие площадки хорошо сохранились на валах Кулешовского городища-святилища [8, с. 162, 163], здесь также найдены обломки посуды X—XI вв., кости животных, угли. Наличие площадок и характер находок на них позволяют утверждать, что на культовых валах во время языческих богослужений и общественных жертвоприношений «огонь неугасающий из дубового древня непрестанно паляху» [9, с. 207].

Западная часть площадки городища имела чисто культовое значение и являлась капищем, никаких жилых построек на ней пока не обнаружено.

Совершенно иной характер застройки выявлен на других частях городища. Здесь сохранились и хорошо видны западины 44 построек и следы длинного дома, расположенного вдоль вала (рис. 2). Длинный дом 1 прослеживается в виде горизонтальной выровненной площадки длиной


- 94 -



Рис. 6. Находки в сооружениях.
I — из жертвенника (1-36) - керамика, пряслице, гвоздь, оселок, обломок стеклянного браслета;
II — из жилого сооружения 1 (37-47). Штриховкой дан профиль лепных черепков


40 и шириной 12 м. Он был частично раскопан. При этом расчищен пол, выложенный из камней и перекрытый сверху культурным слоем толщиной до 30 см. В доме найдено огромное количество разбитой посуды XI — первой половины XIII в. и кости животных. Деревянные стены дома, по всей вероятности, имели столбовую конструкцию, о чем свидетельствуют две столбовые ямы, расчищенные на вскрытом участке. Стены были обмазаны глиной, затвердевшие куски которой с отпечатками дерева встречаются на площади дома. Большие длинные дома, открытые на многих городищах — общинных центрах, в том числе и на святилищах, выполняли различные общественные функции и играли важную роль в жизни населения [8, с. 169, 170].

Западины от построек располагаются ближе к валам, оставляя свободной среднюю часть городища, где, вероятно, проходила дорога на капище. В разных частях городища раскопаны три западины. В результате выявлены прямоугольные полуземлянки площадью 9-12 м2, котлованы которых были выбиты в материковой скале на глубину 60-80 см. Стены помещений имели столбовую конструкцию, деревянное перекрытие сверху засыпано камнями, которые после разрушения постройки заполнили ее котлован. В постройках не было печей-каменок, характерных для славянских жилищ этой территории. Вместо печей в одном из углов раскопанных сооружений находились очаги, устроенные в неглубоких ямках на каменном полу (рис. 5). Кроме основных оча-


- 95 -


гов в разных местах помещений находилось еще несколько маленьких очажков диаметром 20-30 см. По хронологической шкале керамических комплексов постройки датируются X—XI вв. (рис. 6).

Очаги и находки на полу остатков глиняной посуды, глиняного пряслица и костей животных (кухонных отходов) указывают на то, что помещения использовались как жилища. Эти жилища находились на городище рядом с капищем, были окружены валом и культовым рвом, ограждавшим территорию от «злых духов». В них могли жить или паломники, или, что более вероятно, их использовали служители языческого культа.

Через все валы и рвы на городище сделаны разрезы. Главный вал, окружающий все городище, хорошо сохранился на высоту до 2 м. Основу его конструкции составляли большие камни, поверх которых без связующего раствора были набросаны известняковые камни среднего и мелкого размеров. Острые камни и каменные глыбы выступают на склонах и на узкой вершине вала, что свидетельствует об отсутствии на валу деревянных оборонительных сооружений. Подошвой вала служит материковая скала. При постройке вала камни брали с внутренней площадки городища, в результате вдоль вала образовалось углубление — внутренний ров шириной 10-15 и глубиной 0,5-2 м.

Два поперечных вала сложены из камня и имеют такую же конструкцию. Все валы составляют единую систему, они сооружены одновременно. Дата может быть определена по слою, находившемуся в подошве валов, где найдены обломки лепной посуды раннежелезного века (вторая половина I тысячелетия до н. э.) и кости животных. Такой слой за пределами валов не обнаружен, что позволяет его связывать со временем устройства валов. По-видимому, каменные валы являются остатками языческого святилища раннежелезного времени и перед началом их сооружения проводились какие-то магические действия, приведшие к образованию тонкого культурного слоя. Святилища этого времени с каменными валами исследовались на территории Польши [10, с. 286-295; 11, с. 51-97; 12, с. 69-121].

На рубеже IX—X вв. городище-святилище раннежелезного века было приспособлено под языческое святилище восточными славянами. При этом в западной части городища на валу, окружавшем кашице, были устроены горизонтальные площадки для ритуальных огней и такие же площадки расчищены на внутреннем склоне первого поперечного вала. В это же время из камней были сложены пьедестал для идола и курганообразный жертвенник. Не позднее X в. по склону горы вокруг городища был выкопан ров, выброс из которого образовал с внешней стороны невысокий вал. Плоское дно рва выложено камнями, на них найдены уг.ш и керамика X—XI вв. Такого типа культовые рвы, выложенные каменными плитками, открыты на славянских городищах-святилищах в Кулишевке и Рудниках [8, с. 162-164, 169].

Помимо самого городища культовый ров окружал и ровную площадку перед въездом на городище. Здесь нет культурного слоя и не видно следов застройки. Возможно, перед входом на городище происходили сборища населения во время языческих празднеств. В северо-восточной части этой площадки вдоль культового рва стоял длинный наземный дом, от которого сохранился пол, вымощенный каменными плитками и занимающий площадь длиной более 60 м при ширине 6-8 м. Пол частично был расчищен, но на нем в отличие от длинного дома 1, находящегося на городище, почти не было находок, за исключением нескольких обломков посуды X—XI вв.

Рядом с длинным домом 2 сохранился колодец прямоугольной в плане формы (3,2*3,2 м). Он выбит в скале, его современная глубина 3,8 м. Второй колодец, сделанный в скале, находится на самом городище около главного вала. Его размеры 2,6*1,4 м, глубина 6,5 м. Время сооружения колодцев пока установить не удалось. Подобные колодцы, выбитые в скалах (что требовало огромных усилий), открыты на многих святилищах. Например, на святилище Зеленая Липа он достигает глубины


- 96 -


14,5 м [8, с. 166]. Все эти колодцы не доходят до уровня воды и, по-видимому, использовались в ритуальных целях.

Культовый ров ограждал всю территорию, предназначавшуюся для ичптания языческих богов. За пределами этого рва с его внешней стороны располагаются западины жилищ. С западной стороны на пологом вклоне горы 10 западин окружают самое священное место — капище (рис. 1). С восточной стороны пять западин ограждают площадку перед въездом на городище. Одна из этих западин была раскопана и оказалась котлованом обычной славянской полуземлянки размерами 3*3 м. Жилище отапливалось печью-каменкой, и вдоль одной из его сторон, где обычно и славянских жилищах находились нары, был оставлен каменный материковый останец, который мог быть обшит деревом и служить местом для спанья. Расположение всех этих западин-жилищ вдоль культового рва на неудобных для жизни склонах позволяет предположить, что они предназначались для специальной стражи, охраняющей святилище.

В комплекс Збручского святилища входил и могильник, расположенный рядом с городищем на северном склоне горы Богит. Могильник был огражден земляным валом, который спускался по склону, поворачивал почти под прямым углом и неожиданно обрывался, не замкнув всей площади могильника. Создается впечатление, что строительство вала было не закончено. Прорезка вала в трех местах показала, что он насыпан из желтой материковой глины, взятой из внутреннего и внешнего рвов. В насыпи вала не обнаружено никаких деревянных конструкций, а под насыпью на древней дневной поверхности во всех трех траншеях найдены обломки лепной и гончарной посуды X в., кости животных и уголь. Возможно, это остатки определенного ритуала, предшествовавшего сооружению вала. Несколько обломков посуды X в. найдено и в насыпи вала, а во рву встречены гончарные черепки XI в. Из этого следует, что сооружение вала происходило в X в., скорее всего в его первой половине.

Земляной вал ограничивает площадь размерами 270*130 м. Почти в ее центре находится курган и две чуть заметные насыпи, поросшие деревьями. Курган раскопан. Его земляная насыпь имела диаметр 5 и высоту 1,2 м. В ней на разных уровнях найдены обломки посуды X—XI вв. и угли. Под насыпью на древней поверхности обнаружена прямоугольная яма с закругленными углами (размеры 2,1*1,1 м, глубина в материке 0,2 м) и заполненная черной землей с угольками. Возле нее лежало несколько камней и кусок обгоревшего дерева. Следов погребения в кургане не найдено.

В северной части площади, огражденной валом, пробными раскопками выявлено три грунтовых погребения. В овальных ямах (диаметром от 0,7 до 1,6 м и углубленных в материк на 20-40 см) находились в небольшом количестве кальцинированные кости, кусок черепа человека, кости животных, обломки лепной и гончарной посуды X в., в том числе целый горшок. Сравнительно большие ямы и состав находок, особенно довольно многочисленные кости животных, отличают эти погребения от обычных грунтовых захоронений славян. Вероятно, эти погребения имели также культовое значение.

В центральной части площади могильника расположены пять больших западин, вытянутых в один ряд. Их назначение неясно. Еще две западины примыкают к валу с внутренней стороны. Одна из них, расположенная при пересечении земляного вала и культового рва, раскопана. Выявлено прямоугольное помещение 3,6*4 м с наклонными стенками, обложенными мелкими камешками. В одной из материковых стен выр-зана нишеобразная печь диаметром 1,4 м, устье которой укреплено большими каменными плитами. Стенки печи и под прожжены на толщину до 20 см. Под печи находился на уровне пола помещения и от горячего угля, выгребавшегося из печи, глиняный пол обожжен до твердого состояния. В помещении найдены обломки гончарной конической миски, куски лепной жаровни с сильно обожженными стенками, обломки круговых горшков X—XI вв. По этнографическим и археологическим источ-


- 97 -


никам известно, что печи такой конструкции использовались для выпечки хлеба [13, с. 52, 53].

Збручское святилище находилось в окружении синхронных ему селищ, обнаруженных в трех местах на склонах горы Богит. Первое расположено к северо-востоку от городища, к востоку от земляного вала и могильника (рис. 1). Здесь на пологом склоне холма сохранилось 13 западин, на месте которых найдены черепки X—XI вв. Однако на этом поселении насчитывалось больше жилищ. В прошлом веке, когда часть площади не была покрыта лесом и распахивалась, эти западины были снивелированы.

Второе селище расположено к югу от городища у подножия горы Здесь в центре ровной площадки отчетливо видна большая западина (диаметр 10, глубина 2 м) воронковидной формы, возможно, это был колодец. Кругом него по краю площадки в один ряд находятся 14 западин-жилищ. На территории селища найдена керамика X—XI вв.

Третье селище удалено от второго на 200 м. На его площади обнаружено только три западины, остальные уничтожены при распашке. Керамика с этого поселения такяге относится к X—XI вв.

Еще два селища обнаружены на некотором отдалении от городища-святилища. Одно из них, насчитывающее около 80 западин, занимает участок между скалистыми возвышенностями в 1 км на юго-восток от городища в урочище Скала. Другое селище отстоит от городища на 1 км в северо-восточном направлении и лежит в долине между высокими холмами. На его поверхности видны 19 западин-жилищ, вытянутых двумя параллельными рядами. В 300 м к востоку от последнего селища расположено миниатюрное поселение, на котором прослежены 4 западины. Окрестности Збручского святилища, таким образом, были густо заселены.

Сложная структура комплекса, его величина и внушительность, уникальность фигуры идола заставляют рассматривать Збручское святилище как центр, к которому тяготело население большой округи. Святилище по своим масштабам значительно превосходит те небольшие культовые городища — общинные центры, которые известны в Прикарпатье [8].

Языческие культы, отправлявшиеся на городище, были достаточно развиты и сложны. Здесь находились специальные места для жертвоприношений, горели ритуальные огни, в больших длинных домах совершались пиршества, производились захоронения умерших, какие-то обряды были связаны и с колодцами, выбитыми в скалах. Языческий культ требовал специальных служителей, они могли жить на городище в особых постройках. Сложному языческому культу вполне отвечало Збручское изваяние, которое, по выражению Б. А. Рыбакова, представляет собой целый «философский трактат, написанный резцом и кистью на серых гранях известнякового камня» [2, с. 79].

В жизни Збручского святилища выделяются два основных периода: 1) X—XI вв. — время нормального функционирования святилища, когда были сооружены и активно действовали все его объекты; 2) XII — первая половина XIII в. — этап постепенного угасания святилища. В последний период были оставлены жилища служителей культа на городище, стала постепенно замирать жизнь на окружающих поселениях. Все же до середины XIII в. язычники посещали святилище и совершали здесь культовые обряды, продолжали функционировать и длинные общественные дома на городище.

Почитание святилища и жертвоприношения на капище в углублениях каменного пьедестала и жертвенника могли продолжаться лишь в том случае, если главное почитаемое изображение божества еще стояло на месте. Его сняли с капища в середине XIII в. в связи с какой-то опасностью, угрожавшей изваянию, и спрятали в р. Збруч возле горы Соколиха, в 2 км от святилища. Идола транспортировали по сильно пересеченной местности, но сумели сохранить изваяние неповрежденным.

На верховьях Днестра и по его притокам распространены памятники X—XI вв. восточных славян, ими было сооружено и Збручское святилище. Поэтому нет оснований называть идола Святовитом — именем боже-


- 98 -


ства балтийских славян. Вполне возможно, что автор «Слова о том, како погане суще языци кланялися идолам» имел в виду именно изображения типа Збручского идола, когда писал, что славяне «начата требы класти Роду и Рожаницам» [14, с. 385].


Литература

1. Гуревич Ф. Д. Збручский идол. — МИА, 1941, № 6.

2. Рыбаков Б. А. Искусство древних славян. — В кн.: История русского искусства. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1953.

3. Leńczyk G. Światowid Zbruczański. — Materia'y Archeologiczne. Т. V. Kraków, 1964.

4. Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. М.: Наука, 1982.

5. Повесть временных лет. Ч. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

6. Гельмольд. Славянская хроника / Пер. Разумовской Л. В. М.: Изд-во АН СССР, 1963.

7. Тимощук В. О. Слов'яни Пiвнiчноï Буковини. Киïв: Наук, думка, 1976.

8. Тимощук В. А., Русанова И. П. Славянские святилища на Среднем Днестре и в бассейне Прута. — СА, 1983, № 4.

9. Ипатьевская летопись. — ПСРЛ, 1962, т. 2.

10. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.

11. Cehak-Hołubowiczowa Н. Kamienne kręgi kultowie na Raduni i Ślęžy. — Archeologia Polski, 1952, t. Ili, zesz. 1.

12. Rozen-Przeworska I. Przežytki celtyckie i celto-scytyiske na obszarze Polski. — Archeologia Polski, 1963, t. Vili, zesz. 1.

13. Тимощук Б. О. Давньоруська Буковина. Киïв: Наук. думка, 1982.

14. Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914.


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг
Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru