Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

Н.В.Новоселов

К вопросу о каменном строительстве в Ладоге в XII в.


Сканы предоставила Юлли, OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
Н.В.Новоселов. К вопросу о каменном строительстве в Ладоге в XII в. // Поселения: среда, культура, социум. Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург, 6-9 октября 1998 г. Издательство Санкт-Петербургского университета. СПб., 1998, с. 191-193.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены вверху страницы. (Как и в сборнике)



- 191 -


При практическом отсутствии в Старой Ладоге культурного слоя XII в. обращает на себя внимание сравнительно большое число каменных храмов этого времени. Согласно концепции П.А.Раппопорта, А.А.Пескова и Г.М.Штендера, все ладожские храмы, за исключением Никольского собора, были построены поочередно, начиная с церкви Климента (1153 г.) и являются результатом деятельности одной строительной артели. Более детальное изучение строительной техники и строительных материалов этих памятников позволяет внести в эту концепцию существенные коррективы и поставить целый ряд новых вопросов.

Сравнительный анализ плинфы староладожских памятников позволяет предположить, что в ладожском строительстве XII в. приняли участие три группы плинфотворителей. Плинфу всех ладожских храмов можно разделить на три основных типа: 1) плинфа церкви Климента, 2) плинфа Никольского собора, 3) плинфа церкви Успения, церкви Георгия и церкви на р. Ладожке.

Существуют отличия и в устройстве фундаментов ладожских храмов. Исходя из их конструктивных особенностей можно выделить четыре типа фундаментов.

1) Фундаменты церкви Климента ленточные, глубиной около 1,5 м. До глубины 0,75 м под всей площадью храма был вырыт котлован, а фундаментные рвы имели глубину еще 0,75 м. Фундаменты укладывались с помощью опалубки, после чего пространство котлована между фундаментами заполнялось слоями песка и раствора.

2) Фундаменты Никольского собора можно охарактеризовать как полуленточные: восточные столбы соединены по фундаменту с межапсидными стенками, а западные имеют самостоятельные фундаменты.

3) Фундаменты церкви Успения ленточные, но некоторые их части, соединяющие столбы между собой и западные столбы с западной стеной, сложены насухо.



- 192 -


4) Фундаменты церкви Георгия, а также, вероятно, церкви на р. Ладожке и церкви на р. Волхов столбчатые, то есть столбы этих храмов имеют самостоятельные фундаменты.

Фундаменты церкви Климента можно сопоставить с фундаментами новгородской церкви Иоанна на Опоках (1127-1130 гг.), которые также, вероятно, укладывались с помощью опалубки. Плинфа церкви Климента по ряду параметров похожа на плинфу церкви Иоанна на Опоках, церкви Успения на Торгу (1135-1138 гг.) и на плинфу одной из групп Иоанновского собора в Пскове (по С.П.Михайлову — начало 30-х гг. XII в.).

Фундаменты Никольского собора такие же, как у церкви Дмитрия Солунского в Пскове (по В.Д.Белецкому — 1130 г.). Плинфа Никольского собора также похожа на плинфу церкви Дмитрия Солунского.

Фундаменты церкви Успения можно рассматривать как промежуточное звено между ленточными фундаментами Иоанновского собора в Пскове, пропорции, архитектурные формы и строительная техника которого сближают его с церковью Успения и столбчатыми фундаментами церкви Георгия и новгородских храмов конца XII в. Плинфа церкви Успения имеет отпечаток травы на нижней постели, что является характерной особенностью также плинфы церкви Георгия, церкви на р. Ладожке и новгородских памятников конца XII в. Плинфа с отпечатком травы использовалась и при строительстве Иоанновского собора в Пскове.

Данные сравнительного анализа плинфы и конструктивных особенностей устройства фундаментов ладожских храмов дают основание предполагать, что в ладожском строительстве XII в. приняли участие три самостоятельные строительные артели. Одна их этих артелей строит в Ладоге церковь Климента, вторая — Никольский собор, третья — церковь Успения и остальные ладожские храмы.

Какие именно памятники и в какой последовательности были построены первой артелью до и после строительства церкви Климента в настоящий момент неизвестно.

Можно предположить, что вторая артель до постройки Никольского собора строила церковь Дмитрия Солунского и, возможно, Троицкий собор во Пскове.



- 193 -


Третья артель до постройки церкви Успения, возможно, участвовала в строительстве Иоанновского собора в Пскове, а по окончании работ в Ладоге этой артелью было построено большинство новгородских храмов конца XII в.

Такой взгляд на проблему ладожского строительства XII в. позволяет удревнить даты постройки церкви Успения и Никольского собора и отнести строительство церкви Успения ко второй половине 30-х гг. XII в., а строительство Никольского собора — к концу 30-х - началу 40-х гг. XII в., а также позволяет предположить, что в пределах 30-60-х гг. XII в. в Ладоге могли быть возведены и другие каменные постройки, которые пока археологически не выявлены.

Практически одновременная деятельность в Ладоге в 30-60-е гг. XII в. трех строительных артелей, обслуживающих, вероятно, разных заказчиков, может объясняться, на мой взгляд, лишь тем, что Ладога в это время становится местом сосредоточения интересов различных политических сил, различных социальных и церковных группировок.

 


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг
Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru