Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

Н. Н. Воронин

Строители княгинина собора

По книге Памятники истории и культуры. Вып. 2, Ярославль, 1983, стр. 107—109.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в книге.)
OCR и подготовку к html-публикации на сайте Русский город осуществил Dvk.


Развернувшиеся за послевоенные годы археологические исследования памятников древнерусского зодчества XI—XIII веков необычайно обогатили наши знания о масштабах строительства, о сложности и богатстве архитектурных течений, о высоком искусстве и технической вооруженности мастеров. На месте старых представлений об отсталости русского зодчества и его зависимости от зарубежных влияний стала картина широкого самобытного творчества древнерусских строителей. По мере накопления новых данных меняются наши представления и оценки отдельных, казалось бы, хорошо известных памятников.

Одним из интереснейших произведений Владимирского зодчества был Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, построенный в 1200—1201 годах на средства Всеволода III и его жены княгини Марии Шварновны 1. Существующий храм сложен из крупного брускового кирпича на белом известковом растворе. Однако старые исследователи считали, что это и есть древнее здание, отличающееся от своих белокаменных собратьев своей кирпичной кладкой. Однако последняя никакого отношения к древнему храму не имеет: существующий собор построен на рубеже XV—XVI веков на месте старого. Археологические разведки, проведенные в 1958 году А. В. и И. А. Столетовыми, показали, что новое здание почти точно повторяет план храма 1200— 1201 годов. Загадочным было наличие двух погребальных арксолиев в наружных стенах здания, заставлявшее предполагать, что у его восточных углов изначально были приделы — усыпальницы.

Однако исследования Столетовых установили неожиданную подробность композиции древнего памятника — были частично открыты основания стен окружающей храм неширокой (3.05—3.30 м) галереи, вымощенной изнутри древними майоликовыми плитками. Следовательно, галереи были закрыты, поэтому и было возможным устраивать погребальные арксолии в наружных сте-


1 О Княгинином соборе см. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв., т. 1, М., 1961, с. 438—445; там же иллюстрации и литература.

- 107 -


нах храма. Толщина стен галереи (1.90 м) позволяет предполагать, что они сами имели погребальные арксолии и образовывали своего рода усыпальницу, предназначенную для захоронений умерших женщин княжеского рода. Но она, видимо, так и не была заполнена в связи с изменившимися историческими условиями XIII века.

Галереи создавали ступенчатую ярусность наружного объема здания; они были повторены и в постройке XV—XVI века и лишь позднее их уничтожили. Среди обломков древнего тонкого кирпича-плинфы — при разведках были найдены драгоценные многочисленные образцы лекальных кирпичей. Они происходили от многообломных пучковых пилястр, членивших фасады древнего собора и создававших устремленные вверх снопы вертикалей, подчеркивавшие динамику здания. Эти пилястры не были воспроизведены строителями XV—XVI века. Но они оформили его верх в виде ступенчатой пирамиды килевидных кокошников; над ярусом стенных закомар поднимается четверик ступенчато-приподнятых подпружных арок, завершенных с каждого фасада тремя крупными кокошниками; венок более мелких кокошников мастера положили в основании барабана. Учитывая наличие в древнем здании пучковых пилястр, можно с большим основанием предполагать, что оно имело и ступенчато-ярусное завершение, которое по-своему, несколько тяжеловесно репродуцировали строители существующего храма.

При высоком качестве кладки древнего храма из плинфы на растворе извести с примесью кирпичной крошки, строители применили совершенно необычный прием устройства фундамента. Как показала наша разведка, снаружи южной апсиды фундамент сложен из булыжника без раствора, насухо, с просыпкой камня грунтом. Этот прием, совершенно чуждый владимирской архитектуре XII—XIII века, свидетельствует, что Княгинин собор 1200—1201 годов строился, несомненно, приглашенными со стороны мастерами.

Проводившиеся в последние годы (1962—1967) археологические исследования памятников Смоленского зодчества позволяют с большой точностью определить родину зодчих Княгинина собора. В Смоленске конца XII — начала XIII веков велось чрезвычайно интенсивное строительство храмов. Много строили князья и горожане. Летописец отметил, что представитель смоленской династии князь Рюрик Ростиславич имел «любовь несытну о зданиях». В числе его приближенных был знаменитый зодчий Петр Милонег, которого летописец сравнил с легендарным библейским архитектором Веселеилом.

Почти все храмы, созданные в эту пору в Смоленске, были окружены галереями-усыпальницами и имели многообломные пучковые пилястры, свидетельствующие об интересе заказчиков и

- 108 -


строителей к динамической вертикальной композиции храма, имевшего почти несомненно и ярусный характер верха 1. Фундамент этих построек — булыжный — насухо.

То, что происходит в смоленском зодчестве не было только местным смоленским явлением. Смоленские зодчие лишь с особой энергией двигались по общерусскому пути выработки русских архитектурных форм и стяжали себе заслуженную славу2. Их постройки украшали не только Смоленск. Руке Петра Милонега законно приписывается сооружение знаменитой Пятницы в Чернигове3. Несомненно, смоленские зодчие строили по заказу новогородских купцов в 1207 году церковь также посвященную покровительнице торговли Параскеве-Пятнице.4 Как эти, так и другие постройки смоленских мастеров, — близкие современники Княгинина собора 1200—1201 гг. Общность художественных и технических черт делает несомненным, что его строили также смоленские зодчие. Появление во Владимире смоленских строителей объясняется и внешнеполитическими связями Всеволода III, его стремлением держать в подчинении Рюрика Ростиславича смоленского, который признает, что на Всеволоде «положили есмы старейшинство вся братья во Володимере племени»5. Возможно, что, поддерживая хорошие отношения с владимирским владыкой, Рюрик и послал ему зодчих.


1 О смоленских памятниках см.: Воронин Н. Н. К истории смоленского зодчества XII—XIII вв. В кн.: Смоленск. 1100. Материалы юбилейной научной конференции. Смоленск, 1967; Воронин Н. Н. и Раппопорт П. А. 1) Раскопки в Смоленске в 1966 г. — Советская Археология, 1969, 2 . 2) Раскопки в Смоленске в 1967 г. Там же, 1971, № 2.

2 Ипат. лет., 1199, Воронин Н. Н. Слово о полку Игореве и русское искусство XII—XIII вв. В кн., Слово о полку Игореве; М.-Л., 1950.

3 Барановский П. Д. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове. В кн.: Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М.-Л., 1948.

4 Штендер Г. М. и др. Архитектура Новгорода в свете последних исследований. В кн.: Новгород. К 1100-летию города, М., 1964.

5 Ипат. лет., 1195.

- 109 -


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг
Mail.ru
Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru